Чему на самом деле учит школа

Опубликовано: 17.06.2015 Автор: mifov.net в рубрике Поп-психология

03

В честь окончания учебно­го года писатель и предприниматель Марк Мэн­сон поделился соображениями о том, чему нас учат институты образования и почему это в корне неверно.

Я учился в старших классах, мне было 16, и я злил­ся на весь мир. Учитель английского  дал нам творческое письменное задание: напишите, что хотите, о старших классах школы. Что угодно.

Ну я и написал рас­сказ о стрельбе в школе.

И не про­сто рас­сказ. В моей истории преступник, когда его окружила полиция, не стал стреляь себе в висок, а вместо этого переделал школу на свой лад. Он начал учить детей и убивал тех, кто плохо себя вел или не слушался. Сначала его действия казались жестокими и иррациональными. Но, когда дети под­рос­ли, стало понятно, что казни преследуют некую цель и таким образом он «готовит детей к ре­аль­ной жизни». История заканчивалась выпускным, где убийца-учитель плакал, об­ни­мал своих учеников, поздравлял их и говорил, что гордится ими.

Разумеется, я получил «кол».

Школа убедила меня, что писателем мне не быть. Прав­да, теперь я профессиональный писатель. Что скажете, гос­по­дин Джейкобс?

И мне по­ка­за­лось, что сей­час, когда дети празднуют окончание учебного года, самое время поговорить о том, чему нас учит школа. Главное, что усвоил я, это что ваша роль в ней не имеет ни­ка­ко­го отношения к будущей жизни. Часто все ровно наоборот.

1. Нас учат, что успех — это одобрение окружающих

Мне кажется, наша культура поощряет не дела, а показуху. Примеры: сестры Кардашьян, Дональд Трамп, 63% всех пользователей Instagram, спортсмены, выпускающие рэп-альбомы, весь Конгресс США и так далее.

На это есть множество при­чин, но основная, как мне представляется, в том, что, пока мы рас­тем, вознаграждение и наказание зависят от удовлетворения чужих требований, а не наших собственных. Получай хорошие оценки. Ходи в кружки. Занимайся спор­том. Сдай экзамен на «пятерку». Эти по­ка­за­те­ли придуманы для продуктивного работника, а не счастливого тру­же­ни­ка.

В жизни «почему» го­раз­до важнее, чем «что», но дети редко слышат эту мысль.

Возможно, вы лучший в мире рекламщик, но если вы рекламируете поддельные таблетки для увеличения пениса, общество не выигрывает, а проигрывает от вашего таланта. Возможно, вы лучший в мире инвестор, но если вы развиваете компании, которые зарабатывают на коррупции и торговле людьми, ваш талант обществу вреден. Возможно, вы мастер общения, но, если вы используете этот навык, чтобы плодить фанатиков, ваш талант — не ценный вклад, а помеха.

Все цели, которые ставятся детям, направлены на получение чье­го-то одобрения, соответствие чьим-то стандартам. Дети постоянно говорят: «Это бессмысленно. Почему я дол­жен это учить?» А взрослые? Разве мы не слышим от них: «У меня нет любимого дела и я несчастен»?

Система образования основана на измерении результата и не обращает внимания на цель. Она учит притворяться, а не посвящать себя любимому делу.

Кроме всего прочего, обучение, построенное на стремлении к результату, неэффективно. Если ребенок в восторге от автомобилей, он го­раз­до лучше научится математике и физике, но для этого необходимо создать кон­текст, в ко­то­ром они будут идти рука об руку с его интересом. Он больше поймет и еще больше раскопает сам.

Но если ребенок учится без собственной цели, а лишь потому, что кто-то так сказал, он будет учиться не математике и физике, а тому, как удовлетворить требования учи­те­ля или родителей. Так привычка становится частью культуры и плодит высокоэффективных людей с низ­кой самооценкой.

Последние несколько десятков лет учи­те­ля и родители бьют тревогу. Они пытаются исправить проблему самооценки, и теперь детям проще почувствовать себя успешными. Но от этого толь­ко хуже! Теперь ребенок не толь­ко зависит от чужого одобрения, но не дол­жен ничего делать, чтобы его заслужить!

Внешние маркеры эффективности важны, и, возможно, необходимы, но их мало. От­прав­ной точкой должно быть другое. Важно, чтобы в образовании были личные цели. У ребенка должно быть «почему». Проблема в том, что это очень индивидуально, а потому не подходит для масштабирования. Особенно в условиях, когда учителя перегружены и получают мало денег.

2. Нас учат, что неудача — это стыдно

01

Не так давно я обе­дал с одним выдающимся человеком. У него четыре ученые степени, в том числе магистратура в Массачусетском технологическом институте и докторская в Гарварде (или наоборот? Не помню). Это один из лучших специалистов в своей области, он работал в престижной консалтинговой фирме и объездил весь мир, со­труд­ни­чая с руководителями и топ-менеджерами компаний.

И он зал мне, что чувствует себя в тупике. Он хотел начать свой бизнес, но не знает, как.

Этот человек застрял не потому, что не знает, что нужно делать. Он точно знает, чего хочет. Но не уверен, что это правильно.

Он рассказал, что всю жизнь оттачивал искусство по­па­дать в «яблочко» с пер­вой попытки. Вот он — плод школьного образования. И так же работают компании. Вам говорят, что нужно делать, и ваша задача сделать это лучше и быстрее. И мой новый знакомый очень хорошо научился этому.

Но когда дело дошло до создания чего-то но­во­го, неизвестного, он не знал, что делать. Он боялся. Инновациям сопутствуют неудачи, а он не знал, как с ними справляться. Он же никогда раньше не пробовал!

В своей книге «Давид и Голиаф» Малкольм Гладуэлл уделил целую главу тому, что среди очень успешных людей непропорционально много дислексиков и тех, кто не закончил школу. Гладуэлл  предлагает простое объяснение: это были талантливые люди, ко­то­рым по тем или иным причнам пришлось рано встретиться с неудачами. И эта некомфортная среда научила их просчитывать риски и видеть возможности там, где их не видят другие.

Неудачи нам помогают, мы на них учимся. Неудачные собеседования учат нас искать работу. Неудачные отношения учат, как стать лучшим парт­не­ром. За­пуск неудачных продуктов или услуг учит делать их лучше. Это путь роста. Тем не менее нам вбивают в голову, что неудача невозможна и неприемлема. Что ошибаться стыд­но. Что у вас одна попытка. Что плохая оценка — это конец.

Но жизнь устроена совершенно иначе.

3. Нас учат зависеть от власти

Иногда я получаю письма от читателей, которые описывают свою жизненную ситуацию и спрашивают совета. Их положение, как правило, очень сложно и совершенно индивидуально. Пожтому чаще всего я честно отвечаю: совершенно не представляю, что тут посоветовать. Я не знаю этих людей. Не знаю ничего об их ценностях или самочувствии. От­ку­да мне знать?

Мне жется, мы часто боимся по­пасть в ситуацию, когда некому будет сказать, что нам делать. Удобно, когда тебе приказывают. Это дает ощущение безопасности, потому что избавляет от ответственности. Про­сто следуешь указаниям.

Но слепое повиновение, решая некоторые проблемы, порождает большие. Оно убивает творческое мышление. Это способствет бессмысленному подражанию и глупой уверенности в своих действиях.

Это не значит, что власть всегда вред­на. Или что власть не служит ни­ка­кой цели. Власть будет всегда — она необходима для работы и общества.

Но мы должны сами выбирать, кому и зачем подчиняться. Власть не должна быть навязана, и ее необходимо подвергать сомнению, это касается и начальника, и священника, и лучшего друга. Дети не понимают, что никто лучше нас не знает, что нам нужно.

02

insider.pro