Макаренко, коллективы и коммунизм

Опубликовано: 01.07.2014 Автор: mifov.net в рубрике Война против СССР

Я уже касался темы о советском педагоге Антоне Семеновиче Макаренко, но тем не менее, еще раз хочу вернуться к ней. По той простой причине, что данная тема выходит за рамки чисто истории и образования, и является очень важной для понимания некоторых процессов, происходящих в обществе. Более того, работа Макаренко сильно перекликается ни с чем иным, как с теорией научного коммунизма. Просто поразительно, насколько, казалось бы, чисто педагогические проблемы могут быть связаны с фундаментальными проблемами общественного устройства, в том числе и с разбираемой мною недавно темой о роли рабочего коллектива в процессе перехода к новому обществу.

Обыкновенно все новации Макаренко относят исключительно к педагогике, очевидно, по той причине, что Антон Семенович по образованию был педагогом, считал педагогом сам себя, считался им окружающими, и наконец, подчинялся Наркомобразу. (И даже книгу свою назвал «Педагогическая поэма»). Но при внимательном рассмотрении мы можем увидеть, что работа Макаренко намного выходит за стандартные рамки педагогического процесса. Взять хотя бы то, что педагог работал с несколько иным «контингентом», нежели обычно достается учителям. Дело даже не в том, что вместо «домашних» деток ему приходилось иметь дело с малолетними преступниками. Дело в том, что эти самые «малолетние преступники» на самом деле были не такими уж и малолетними. Как пишет сам Макаренко о начале своей работы:

«Четвертого декабря в колонию прибыли первые шесть воспитанников и предъявили мне какой-то сказочный пакет с пятью огромными сургучными печатями. В пакете были «дела». Четверо имели по восемнадцати лет, были присланы за вооруженный квартирный грабеж, а двое были помоложе и обвинялись в кражах. Воспитанники наши были прекрасно одеты: галифе, щегольские сапоги. Прически их были последней моды. Это вовсе не были беспризорные дети».

То есть, четыре восемнадцатилетних молодых человека (остальные были чуть моложе) — это даже по меркам нашего времени, уже не дети. А тогда, в условиях Гражданской войны, люди взрослели еще раньше. Аркадий Гайдар в гораздо более молодом возрасте стал командиром военного отряда в Красной Армии. Что же говорить о полупартизанских или полубандитских отрядах, которые действовали в то время на Украине, где подобные «детишки» были полноправными участниками боевых действий: сам Макаренко упоминает, что в его колонию направляли «махновцев» соответствующего возраста. То есть, по крайней мере, некоторые из колонистов Макаренко участвовали в боевых действиях. Но и те, кто избежал подобной участи, также вряд ли мог относится к «детской категории». Воровская жизнь тоже не особенно оставляет место для «детства», тем более что в «анамнезе» воспитанников упоминаются не просто кражи, но и грабежи.

В общем, «контингент», который достался педагогу, представлял собой, во многом, собрание уже сформировавшихся личностей, причем имеющих явно антисоциальное мировоззрение. Вряд ли эту категорию граждан можно было запугать «двойкой», выговором, вызовом родителей (которых, к тому же, у большинства и не было), лишением стипендии и тому подобными методами. Более того, для огромного числа из прибывших и тюрьма уже не казалась чем-то особенно страшным, поскольку они неоднократно ее посещали. Для любого другого общества это были бы явные отбросы, с которыми разговор был короткий — упрятать подальше, чтобы не мешали «приличным людям». Но для молодой Советской республики важен был каждый человек, и она создавала различные учреждения для возвращения бывших уголовников к нормальной жизни. Руководителем одного из подобных учреждений и стал Антон Семенович Макаренко. Перед ним стояла практически невыполнимая задача: перевоспитать поступающих к нему беспризорников в советских граждан.

Понятно, что ко всей педагогике, бывшей до этого, данная задача имела крайне отдаленное отношение. Если сюда прибавить еще и практически полную недостачу ресурсов, когда не хватало всего: от банального питания до воспитателей, — то становится понятным, насколько эта ситуация отличается от привычного представления о педагогической деятельности. По сути, был поставлен уникальный эксперимент, в котором практически все свидетельствовало о его невозможности — за исключением веры самого Макаренко в то, что он делает. Поэтому, рассматривая этот опыт, мы должны выйти за привычное представление о педагогическом процессе и взглянуть на него в более широком плане. Более того, не следует забывать, что как раз «педагогическое сообщество» — особенно представители педагогической науки как раз не принимали метод Макаренко. Впрочем, сам педагог также рассматривает пресловутых «профессоров» в самом уничижительном качестве — следствие той травли, которую «педсообщество» вело все время его работы. Это само по себе показывает, что Антон Семенович работал «за гранью» «среднепедагогических» представлений того времени.

Но в чем состоял «метод Макаренко»? Как ни удивительно, но, несмотря на то, что огромное число студентов педвузов в обязательном порядке изучают книги Макаренко на истории педагогики, его суть все равно остается нераскрытым. Описываемое в этих настолько выходит за рамки привычных представлений, что его оказывается невозможным усвоить и применять в «нормальной жизни. Но именно поэтому имеет смысл рассматривать макаренковский эксперимент в совершенно ином аспекте, нежели педагогика. Потому что суть его метода на самом деле проста: она состоит в том, что Макаренко строил коммунизм.

На самом деле, если бы самому Антону Семеновичу сказали про это, то вряд ли он принял это всерьез. Педагог был, прежде всего, практиком. Коммунизм он воспринимал в качестве некоей идеи, недостижимой в текущее время — время голода, холода и беспризорности. Мы не можем сказать, насколько педагог верил в наступление коммунизма в будущем — членом ВКП(б) он никогда не был, но о марксизме и марксистских методах имел явное представление. Не будучи членом партии, он, тем не менее, демонстрировал все те качества и представления, которые должен иметь настоящий коммунист, и двигался в своей педагогической работе именно туда, куда и следовало двигаться для строительства нового общества. В абсолютной бедности, граничащей с нищетой, когда каждый пуд муки пришлось добывать «с боем», а сотрудников колонии отыскивать «поштучно», ему удалось найти основу того механизма, который смог стать зародышем той «практической Утопии», в которую превратилась его колония в будущем.

Основанием перехода к коммунизму у Макаренко — так же, как и у основоположников марксизма — выступал коллектив. Несмотря на то, что данный вывод выглядит банальностью, на самом деле, это очень серьезная инновация (особенно в образовании). Ведь несмотря на всю огромную его (образования) историю, несмотря на труды Яна Амоса Коменского, Песталоцци, и прочих великих педагогов, педагогика все еще сохраняет древнюю, изначальную свою основу: базис педагогики — отношение «учитель-ученик». Да, наши школы давно уже не представляют собой подобие «платоновской Академии», индустриализация образования давно уже изменила все — кроме сути: именно работа учителя обязана формировать личность и разум ученика. Это замечательно работало во времена Платона и Аристотеля, но когда число учеников возросло в огромное число раз, то данная система ожидаемо дает сбои. При количестве 20-30 — а в современной школе с «кабинетно-урочной» системой и значительно больше — учеников на одного учителя — данная система не может обеспечить требуемого уровня взаимоотношений.

Единственное, что остается возможным, — это «формальная» дисциплина, поддерживаемая внешней репрессивной системой: до революции, например, она доходила до применения прямого насилия против ученика, в советское время прямое насилие было ликвидировано, но оставалось косвенное — в виде гипотетического отцовского ремня.. Такая «дисциплинарная педагогика», при том, что она дает хоть какой-то результат, в целом неэффективна. Учить из-под палки — не лучшее занятие, так как взаимодействие между учителем и учеником имеет максимальное информационное сопротивление. Низкая эффективность обыкновенно преодолевается огромным количеством времени, затрачиваемым на обучение, таким образом хоть что-то, но остается. Но недостатков, конечно, море — и прежде всего, невозможность полноценного воспитания — то есть формирования требуемых личностных качеств. «Вдолбить» в голову ученика правила грамматики или основу тригонометрии подобным образом можно, но вот изменить поведение вора на поведение советского гражданина подобным способом вряд ли удастся. Даже столь мощная репрессивная система, которой является тюрьма, как правило, на подобное неспособна, а что говорить о «среднееобразовательном» уровне насилия.

Поэтому очевидно, что в случае колонии для беспризорников подобный метод был абсолютно неприменим. Тем более неприменим он был в данном конкретном случае, когда не было средств на соответствующий репрессивный аппарат. Но, к счастью, Макаренко подошел к делу иначе. Его инновацией стало использование «внутренней механики» коллектива воспитанников. Такое отклонение от педагогических догм позволило ему обходиться минимальными силами — и при этом не просто обеспечивать усвоение воспитанниками новых знаний, а суметь полностью переформатировать их личность, полностью ликвидировать их преступные наклонности. На уровне современных представлений подобное вообще маловероятно. Даже если отбросить полуфашистские идеи о «генетической предрасположенности» и прочую подобную популярную чушь, то все равно считается, что личность человека крайне устойчива, и даже борьба с ничтожными привычками и чертами характера занимает массу времени (причем тогда, когда человек сам этого хочет). А тут такое — из воров в коммунары! Из людей, для которых сам факт физического труда был актом унижения — в активные работники, причем в сельском хозяйстве! Недаром во времена работы Макаренко мало кто верил в саму реальность подобного перерождения.

Дело в коллективе. Человек, как я неоднократно писал, крайне чувствителен к отчуждению. Именно поэтому он всеми силами старается его избежать — даже тогда, когда устройство жизни требует противоположного. Вот поэтому на высокоотчужденном индустриальном производстве формируются специфические трудовые коллективы, снижающие античеловеческое действие этого отчуждения. Но подобное присуще не только промышленным рабочим. Полууголовные и уголовные «личности», составляющие основной контингент колонии имени Горького, в этом смысле, ничуть не отличались представителей пролетариата. Только вместо расчеловечивающего производственного процесса источником давления выступала пресловутая «блатная среда». Дело в том, в это время (1920-е годы) «блатной мир» представлял собой особое, ультралибертарианское пространство — мир, где царила «война всех против всех». Преступный мир сам по себе обыкновенно тяготеет к социал-дарвинистской морали, но в тот момент тут была особенно жесткая конкуренция: из-за Гражданской войны и разрухи в мир преступности были выброшены миллионы человек.

В условиях столь высокого уровня инферно для многих единственным способом сохранения личности была максимальная изоляция ее от внешнего мира. Как говорится: «Не верь, не бойся, не проси!» Отсюда понятно, почему никакие наказания никогда и нигде не могли привести к «исправлению» преступника: потому что увеличение страдания (а что еще означает наказание) приводило лишь к усилению инферно и, соответственно, изоляции его от внешнего мира и к консервации его состояния. Человек, который привык видеть в окружающих лишь врагов, готовых уничтожить (а в уголовном мире уничтожение могло быть буквальным) его ради достижения своих целей, старался сохранить до последнего все структуры своей личности. И казалось, что нет никаких средств, позволяющих снять эту «входную блокировку» — потому, что никакие достаточно глубокие «контакты» тут невозможно.

С точки зрения «нашего мира» вообще, единственное, что может помочь, — это длительный контакт с психоаналитиком (или заменяющим его учителем). Но это в случае рассмотрения человека как «сферического индивида в вакууме». Помещение же в коллектив колонистов как раз и подразумевало активное взаимодействие его с другими членами коллектива. Причем, что взаимодействие в условиях отсутствия внутренней конкуренции, при понимании, что уничтожение друг друга в той или иной форме — что было смыслом «блатной» жизни — невозможно. Именно отсутствие в окружении врагов (они выводились на «внешний уровень») было тем «ключом», что позволял обойтись без помощи психоаналитика.

Включение нового индивида в общую деятельность было неизбежным. А дальше — удивительное дело: казавшаяся незыблемой структура личности перестраивалась в нужную сторону, и огромное количество «воровских» привычек просто исчезало. На самом деле, и это понятно — личность, сама по себе, есть система, не жестко детерминированная («душа»), а адаптируемая к текущей реальности. И если реальность не подразумевает преимущество конкретных моделей поведения, то выбираются те, которые наиболее привлекательны для человека — то есть, при отсутствии вражды выбиралась открытость» информационного обмена». Именно поэтому макаренковский коллектив оказывался столь эффективным механизмом не просто адаптации вчерашних «воров» к иной жизни, но и прививания им абсолютно несвойственных ранее качеств, вроде трудолюбия или ответственности. Причем, как ни удивительно, практически всем воспитанникам — процент «брака» был исчезающе низок.

Мы можем сказать, что колония Макаренко продемонстрировала нам большой воспитательный потенциал неотчужденного общества. Этот натурный эксперимент полностью перечеркивал бытовавшее тогда (и остающееся актуальным сейчас, причем и у огромного количества левых) мнение об изначальном разделении людей по «качеству». Никакие идеи о том, что «только 20% (или даже 5%) людей пригодны к коммунизму, после этого эксперимента уже не имели права на существование. Макаренко доказал: к коммунистическим отношениям пригодны все, вопрос только в том, существуют ли в обществе условия для раскрытия коммунистического потенциала человека.

И вот тут то и возникает самый важный вопрос: как сделать так, чтобы эти условия возникли? Главная проблема «макаренковской педагогики» состоит в том, что в ней нет однозначного ответа на то, как сформировать этот коллектив. Видимо, даже сам Антон Семенович этого не знал. Но, тем не менее, он сумел понять самое важно: коллектив колонии — это самовоспроизводящаяся система, которая (при определенных условиях) способна не просто существовать достаточно долго, но и «перестраивать» вновь поступающих членов в носителей своей «культуры». Именно это свойство коллектива позволило педагогу построить «еще одну» макаренковскую колонию — имени Дзержинского, которой мы обязаны фотоаппаратом марки ФЭД. Но вот сам процесс формирования колонии, как сложной системы, остался и для самого автора под огромным вопросом.

В «Педагогической поэме» Макаренко, в общем-то, скрупулезно зафиксировал многочисленные тонкости построения единого механизма, выражающиеся в постоянном стремлении к снижению внутренних противоречий, в том числе и между воспитанниками и воспитателями. Следовало пройти по «лезвию бритвы» между требованиями дисциплины, и как следствие, иерархии (важной для функционирования хозяйства колонии), и необходимостью отсутствия элиты, поскольку таковая неизбежно бы привела к возникновению внутренних барьеров. Потом, на начальном этапе, когда коллектив был небольшой, приходилось «вручную» разруливать всевозможные флуктуации, которые при ином стечении обстоятельств привели бы к развалу. И это при том, что все происходящее было абсолютно неочевидно и противоречило как существующим общественным представлениям (здравому смыслу), так и существующей тогда педагогической науке. Сейчас тяжело сказать, что стоило Макаренко вывести колонию на «устойчивый режим», понятно только, что заплатил он за это своей ранней смертью.

Но хуже всего было то, что понять необходимость сохранения колонии, как единой функционирующей системы, на уровне бытовавших тогда представлений было невозможно. Идеи неравновесных систем, да и вообще, системного подхода, в 1920-е и 1930-е годы отсутствовали. Это теперь понятно, что при благоприятном стечении обстоятельств макаренковский метод можно было бы «массово размножить» по стране путем перевода определенного числа воспитанников в иные коллективы. Где последние в связи со своей высокой негэнтропией могли бы переформатировать существующие порядки под свой лад (как случилось с Куряжем). Но в то время подобные мысли просто были невозможны — поскольку лежали за гранью существующего научного представления. Более того, уже созданные Макаренко колонии после его увольнения довольно быстро уничтожили, пытаясь включить в существующую педагогическую систему.

Впрочем, удивляться этому нет смысла — поскольку никто не знал, что метод Макаренко представляет собой что-то более новое, нежели просто «хорошую школу». Более того, Советский Союз сам по себе был настолько мощной негэнтропийной силой, что еще более совершенные системы ему просто были не нужны. Коммунистическое образование казалось излишним в стране, которая взлетела от отсталой мелкотоварной страны к сверхдержаве, а образование поднялось от церковно-приходских школ до сети институтов. Интерес к системе Макаренко пришел позднее, когда страна столкнулась с первыми проявлениями кризиса образования — в 1960-е годы. Именно тогда в стране возникло «коммунарское движение» — но это уже другая история.

Разумеется, о Макаренко можно говорить очень много. Количество существенных инноваций в его работе крайне велико — что стоит, например, его понимание высокой важности роли труда в системе воспитания. Вряд ли еще кто-то смог так эффективно использовать этот фактор в своей работе. И это при том, что труд у Макаренко использовался прямо противоположно «обычной» для педагогики роли: не в качестве некоей «дополнительной» нагрузки, которую имеет воспитанник, а в качестве основного поля деятельности, в качестве главного упорядочивающего фактора коллективной жизни. Важным было то, что педагог всегда старался как можно сильнее уменьшать отчужденность труда, его формальность. Например, он всегда старался обеспечить для своих воспитанников полный производственный цикл — начиная от сельскохозяйственного производства в первой колонии имени Горького до изготовления фотоаппаратов в колонии имени Дзержинского. Важно было, чтобы колонисты видели результат своего труда своими глазами, чтобы понимали, ради чего прикладываются трудовые усилия.

Ради этого же он постоянно подчеркивал производственный характер труда, его экономическую составляющую — в виде получаемых колонией средств. У многих коллег-педагогов подобный факт вызывал неприятие за якобы некоммунистическую основу. На самом деле, при общей товарности советской экономики именно «нетоварный труд» означал бы высокую степень отчуждения, малую осмысленность действий. А так, воспитанники получали зарплату ровно в той же степени, что и остальные советские трудящиеся. В этом смысле, идея колонии, как общества, имеющего коммунистическую внутреннюю структуру, но при этом имеющего «внешний» и «внутренний» денежный обмен, интересна как определенная модель сосуществования разных типов отношений. В общем, Антон Семенович может рассматриваться не просто как педагог, пускай и великий, но и как один из основоположников «экспериментального коммунизма». Его работа блестящим образом подтверждает те гениальные выводы, которые сделали в свое время основоположники коммунистической теории, и прежде всего, возможность существования общества, основанного не на конкуренции, а на сотрудничестве членов. Равным образом он подтвердил возможность свободного неотчужденного труда и привлекательность его для человека. В этом плане работа Макаренко выходит далеко за рамки педагогики, как таковой.

Впрочем, можно сказать, что это педагогика в коммунистическом обществе выходит за рамки, привычные для нее в обществе классовом. Когда-то для воспитания нового члена общества казалось достаточным тех умений и способностей, которые он получал в своей семье. Потом подобного механизма стало не хватать, и была создана педагогика, как таковая, призванная обучать новых работников и граждан для существования в сложной системе индустриального производства. Макаренко же знаменует новую эпоху — эпоху, когда становится возможным и необходимым обучение не просто производственным навыкам, а самому образу новой жизни. И если ему не удалось до конца реализовать это дело — так в этом нет ничего страшного. Первые редко когда доходят до конца…

Антон Арзамов

  1. Николай:

    Дорогой друг! Ты прав, но ты даже не представляешь, до какой степени ты прав!
    Все коммуны создавалась по решению ленинских съездов и пленумов. Ленин вел сразу две революции социалистическую и одновременно коммунистическую! Таково было задание Маркса:
    Социализм не строить (государство это не божество). Ленин планировал только одной ногой стать на соцгосударство и сразу же прыгнуть в коммунизм. Соцгосударство было нужно только для коллективизации, грамотности, индустриализации. Но как только оно это выполнило, то сразу же становиться не нужным.
    Макаренко вели уже коммунистическую, не социалистическую революцию!
    Значит, Хрущев был прав. Он продолжал дело Ленина. Хрущев первым понял, что у социализма резервов уже нет. Хрущев и Худенко создали Великую Коммуну Худенко в 1963. Производительность труда выросла в 20 раз!
    Коммуна и Макаренко была революционной, научной коммуной. Вся теория Маркса на ней блестяще подтвердилась.
    1. Коммуна Макаренко была коммуной вождей! По системе сводных (временных) отрядов каждый коммунар становился временным командиром. И заразились идеологией русского коммунистического вождизма.
    Ленин отделил коммунистические категории от социалистических. Все ленинские категории, начинающиеся на САМО являются коммунистическими, а не социалистическими.
    Ленин. Самоуправление, самоорганизация. Но подчиненные самоуправляться не могут!
    В перестройку 150 миллионов подчиненных либералы согнули как мартышек.
    Я выступал перед старыми коммунистами и сказал: «Ленин создавал партию, как партию героев и вождей». Один старый коммунист прямо подскочил при моих словах. И показывая, на меня пальцем закричал: «Он правильно говорит. Он правильно говорит».
    Коммунизм это строй вождей! Где даже трехлетий ребенок будет воспитываться как великий вождь. Где все офицеры будут Рокоссовскими и Суворовыми. И это реально. Нужна партия нового типа-партийная коммуна вождей, с курсом на коммунизм. И она вырастет быстро. Ее ждут.
    Все левые партии являются чисто социалистическими, а не коммунистическими. Настоящим коммунистом является только член Коммуны.
    В партийной Коммуне нет генсеков, секретарей. Это и означает, что в ней государства уже нет.
    Советы рабочих с единачалием это все тоже сталинское государство. И наши рабочие очень умные. Никакого самоуправления там нет. Настала очередь Коммуны рабочих. Как только встанет первая, так сразу начнется цепная реакция.
    Теория управления при коммунизме в Коммуне Макаренко
    Оперативное управление—————————————————— Стратегическое управление
    Дежурный по Коммуне это диктатор———————————— Общее собрание это Бог.
    временный, то есть диалектический.
    Макаренко. Отрыть общее собрание мог только дежурный по Коммуне. Ни Макаренко, ни кто другой не имел на это право. Коммунары не пустили на трибуну первым наркома!!
    И они молодцы! В оперативной власти дежурного по Коммуне и воплощается оперативная власть будущего коммунизма! Термин «временный диктатор» открыл Макаренко.
    В Коммуне нарком ты или не нарком роли не играет. ТЫ ТАКОЙ ЖЕ КАК ВСЕ.
    Формула Я ТАКОЙ ЖЕ КАК ВСЕ принадлежит Ленину.
    Теория переменного разделения труда создал Гегель!
    В Коммуне Макаренко и коммуне Худенко было переменное разделение труда.
    В Коммуне Худенко не было экскаваторщика. Шоферы сами залезали в экскаватор и сами нагружали! Макаренко утверждал, что обычные школы тоже могут быть Коммунами!
    В общем, наша проверка показала, что Коммуна Макаренко и есть тот самый коммунизм, которого ждут все люди планеты. Эпоха социализма ушла в историю! Люди ждут чистый коммунизм, мир без единого начальника.
    Уборщицы, сантехники, грузчики ждут равенства, ждут высшего образования.
    За социализм не пойдет ни один рабочий. Все они понимают, что им равенства не видать.
    А без народа мы нули. Коммунизм и социализм не совместимы. Попробуй генсека не пустить первым в президиум. Тебя тут же врагом объявят.
    Ленин всю теорию закончил. У него есть две теории, которые никто не знает. Это учение о двойственности социализма и учение О ПОЛУГОСУДАРСТВЕ. Термин ПОЛУГОСУДАРСТВО принадлежит Ленину. И означает, ПОЛУГОСУДАРСТВО-ПОЛУКОММУНУ, полусоциализм-полукоммунизм.
    То есть коммуна высших генералов генштаба это одна коммуна. Коммуны офицеров это нижняя коммуна и т.д. Дежурный генерал по генштабу это временный диктатор. Все обязаны выполнять его решения. И 41 год в Коммуне невозможен.
    Модель такого ПОЛУГОСУДАРСТВА и создал Петр Великий!
    Он Сенат и коллегии превратил в Коммуны. Он уничтожил единачалие. Все решали коллективно и все подписывались! Лекции Ключевского. Петр Великий запретил командующим давить на офицерские коммуны! Он штрафовал за это. Петр считал, что КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ сильнее, чем его разум.
    В России уже были чисто-коммунистические, не социалистические революции.
    Это и коммуны. Коммунарское движение было самой настоящей коммунистической, а не социалистической революцией. Отказ от приказов и переход на человеческие отношения и есть коммунистическая революция.
    Коммуна высших генералов . Генералам придется убеждать друга друга научными доводами. И головы станут расти. Возникнет великий коллективный разум.
    Наш анализ показал что армия Рокоссовского функционировала как научная коммуна. Он подверг критике социализм и социалистическую систему управления(мы заслушивали длинные утомительные доклады). И создал коммунистическую. А в ней систематический нарушался принцип единачалия. Ленин «коммунистическая армия (не социалистическая армия) возможна».
    Хрущев правильно взял курс на коммунизм. И он наш вождь.
    Но он не знал как создать глобальную Коммуну-Коммуну коммун и сохранить при этом плановую систему. Его решен не было неверным. Он хотел опять уничтожить погоны.
    И он прав. В Коммуне погоны всем или никому. Единообразную форму ввел Ленин.
    У Святослава форма была точно такая же как и бойцов. Летописи. Язычество это идеология первобытного коммунизма
    Маленькую часть материала мы выложили на Skunk форуме в разделе Классовая борьба.
    Половник. Но народ там, не коммунистический.
    Один из авторов профессор, но не Ваковский. Заведующий кафедрой одного из областных университетов. Ваковский доцент. У нас у обоих образование мехмат МГУ.
    Работы Ленина очень сложны. Ленин все свои решения выводит их теорем философии: закон единства мира, принцип детерминизма, принцип универсальной связи, принцип развития. Весь справочник!
    Мое мнение, что гуманитарий даже доктор наук работы Ленина освоить не может. Гуманитарии не понимают, что надо доказывать! Ленин: «категории должны быть выведены».
    Ленин победу давно подготовил. Нужно уничтожить должности генсеков. А Верховный Совет и министерства превратить в Коммуны Макаренко. И все!
    Если мы не поднимем знамя Коммуны, то погибнем. За соцгосударством никто не пойдет.
    Люди начальников ненавидят.

    Но русские читать не умеют! Букв не знают.
    Полная работа лежит по адресу https://yadi.sk/d/ibbLtJYz3KGcj4

  2. Николай:

    Антон! Коммуны создавал Ленин. Существует десятки постановлений ленинских пленумов о создании тысяч Коммун. И Дзержинский был обязан выполнять решения ЦКЛенин вел сразу две революции и социалиcтическую и коммунистическую уже против соцгосударства (которого еще нет!!). Это план Маркса. Маркс запретил строить социализм. Он требовал вообще выбросить слово государство из программы левых, а вставить коммуна. Ленин. Как только бы заводы заработали, после Ленин уничтожил бы единачалие и ввел бы коллективное правление.
    После социализма должен быть коммунизм, должна быть Великая Коммунистическая, а не социалистическая революция. И люди ее ждут! Но все левые партии это соцпартии. По Ленину они полукоммунисты-полубуржуа. И люди это знают. И полубуржуазию не хотят. Нужна партия нового типа- партийная Коммуна. Она может быть и сетевой с курсом на чистый коммунизм.
    Коммуна Макаренко и есть тот коммунизм, которого люди ждут. Она была коммуной ВОЖДЕЙ (командиров). В будущей России даже трехлетний малыш будет воспитываться как Великий вождь. По теории коммунизма подчиненный это соцраб
    Мы сделали анализ Коммуны Макаренко и Коммуны Худенко. Наш вывод-они есть революционный коммунизм. Они начали коммунистическую революцию. И нам нужно ее продолжить создав партию -Коммуну. Часть теории лежит на skunk форуме в разделе классовая борьба. Половник. И на диске
    https://yadi.sk/d/Bap9rBQa3M7ayJ