Материал этот посвящён нашему будущему под изменяющимся небом. Которое, к сожалению, всё меньше будет напоминать тропическую лазурь и всё больше будет походить на «доброе и весёлое осеннее утречко».

Итак, что у нас там с утром?

А утро у нас такое:

Нефть уходи, газ уходи, Путин уходи! Quo vadis? (NUC24)

Это наглядное изображение «утёса энергоэффективности», который я уже много раз упоминал в своих материалах.

Концепция EROI или EROEI, которая, по сути дела, является краеугольным камнем энергетической жизни, наглядно иллюстрируется именно этим утёсом, который зримо показывает нам, сколько энергии мы получаем из процесса производства энергии и сколько энергии мы затрачиваем на процесс производства энергии.

Вначале, на его историческом склоне, эффективность производства энергии изменяется в абсолютных значениях очень медленно, но вот потом, в конце пути, процесс идёт по нарастающей и между значениями EROI 5:1 и 2:1 происходит быстрый и неизбежный коллапс всего — науки, искусства, цивилизации и даже жизни, как таковой.

Смелые авторы процитированного мной исследования даже оценили, при каких значения EROI, которые наблюдаются в обществе, произойдёт коллапс той или иной сферы деятельности человека:

Нефть уходи, газ уходи, Путин уходи! Quo vadis? (NUC24)

При значении EROI около 14:1 ещё можно меценатствовать, поддерживать поэтов и художников, заниматься гончарным ремеслом «для души».

При значении EROI около 12:1 уже надо вовсю думать, как спасать здравоохранение и медицину.

При значении EROI в районе 9:1 начнёт отрубаться функция образования.

При ЕROI возле 5:1 у общества возникнут проблемы с выращиванием индустриальной пищи и поддержанием городского уклада существования.

Ну а при EROI около 3:1 погибнет и современный транспорт.

Человек из «углеводородного» вполне может превратиться в «мясного».

Дай бог, чтобы не в формате «мяса на вокзале было много и стоило оно дёшево», как было сказано в «Поезде в Тёплый край» у Сергея Лукьяненко.

Ведь процесс, в общем-то, уже пошёл. Теперь вопрос только в том, как быстро он «расширится и углубится».

При этом, что интересно, сам процесс извлечения и подготовки энергии к использованию может идти и при меньших значениях EROI. Ведь ограничители этого процесса уже скорее не социальные, а чисто физические. Переработка первичной энергии (например, нефти) может идти и при EROI 1,2:1, а добыча рентабельна энергетически и при EROI 1,1:1.

Именно об этом нам часто кричат адепты «сланцевой нефти» в США или солнечных батарей в бессолнечной Германии: «Нас не интересует EROI, мы просто зарабатываем свои деньги».

На фоне общего котла всех энергетических источников человечества мы пока можем себе позволить легко разбавить высококачественную энергию нефти, газа, угля и ГЭС менее эффективными солнцем, ветром или биоэтанолом.

Однако, в целом для общества это путь в никуда, так как вся эта масса источников неизбежно потянет вниз общую эффективность производства энергии и отказаться надо будет по списку «сверху вниз» от всего, что «не впишется в рынок».

Ну и первыми, конечно, пострадают именно те, кто наверху — поэты, художники и мастера гончарного дела. Потом учёные, потом врачи, потом — учителя.

Вот мир сейчас:

Нефть уходи, газ уходи, Путин уходи! Quo vadis? (NUC24)

Все «новые» возобновляемые источники энергии (солнце, ветер, геотермальная энергия и биотопливо) составляют сейчас в общем потреблении мира долю в 1,64%.

Источник информации — последний ежегодный отчёт «Мировая энергия», составляемый компанией «Бритиш Петролеум» (BP) .

Самый большой процент «зелени» наблюдается у стран ЕС — там «новые» возобновляемые источники дали в общий котёл 4,93% энергии.

Абсолютное производство «зелени» в ЕС даже превысило в 2012 году производство энергии на традиционных ГЭС.

Впервые «новые» возобновляемые источники энергии были отдельно вынесены в отчёте BP за 2010 год, выпущенный по традиции в начале лета 2011 года. Указаны они были и в отчёте ВР по 2011 году.

Поэтому — у нас уже есть три набора цифр по «новым» источникам, а три набора цифр уже гораздо интереснее сравнивать, чем два.

Так как три набора цифр уже показывают дорогу в светлое завтра.

А дорога у нас такая:

В 2010 году «зелень» дала миру 137,4 миллионов тонн нефтяного эквивалента (1,14%).

В 2011 году получилось выжать 165,5 миллионов тонн нефтяного эквивалента. (1,35%)

В 2012 году из «зелени» получили 205,6 миллионов тонн нефтяного эквивалента (1,64%).

Учитывая то, что с нефтью, газом и углём в 2100 год мы не уедем, посмотрим на то, что дали в общий котёл АЭС и ГЭС.

ГЭС в 2010 году произвели 736,3 миллионов тонн нефтяного эквивалента (6,13%).

ГЭС в 2011 году произвели 778,9 миллионов тонн нефтяного эквивалента. (6,34%)

ГЭС в 2012 году наработали 794,7 миллионов тонн нефтяного эквивалента (6,36%).

АЭС в 2010 году произвели 614 миллионов тонн нефтяного эквивалента (5,11%).

АЭС в 2011 году произвели 626,3 миллионов тонн нефтяного эквивалента. (5,10%)

АЭС в 2012 году наработали 600,4 миллионов тонн нефтяного эквивалента (4,81%).

Почему упало производство энергии на АЭС и какие события вызвали этот процесс, я думаю, понятно всем.

Проблема в другом — рост производства «зелени» и энергии с ГЭС нивелировался выводом из эксплуатации АЭС в Японии и Германии и общая доля «условно-возобновляемых» источников энергии выросла незначительно — с 12,38% в 2010 году до 12,81% в 2012 году.

В случае продолжения роста такими темпами доля «условно-возобновляемых» источников энергии доберётся хотя бы до 25% в аккурат… к 2070 году.

При этом надо понимать, что уже к 2020 году нам предстоить пережить в целом по миру комбинированный пик по трём «китам» — углю, нефти и природному газу.

После прохождения данной точки ежегодное падение производства данных полезных ископаемых в мире составит около 3% в год. Или — около 400 миллионов тонн нефтяного эквивалента в год.

Каждый год.

Начиная с 2020 года +/- 5 лет от этой даты.

Цифры же по всем АЭС, всем ГЭС и всем ветрякам и фотопанелькам в мире есть у вас чуть выше по тексту. Оцените масштабы явления.

Но реальность, кроме абсолютных цифр, даёт нам ещё и цифры относительные. Тот самый пресловутый EROI. Ведь дело даже не в том, что в последние годы потребление энергии в абсолютных цифрах растёт очень скромными темпами, а в развитых странах, на оне кризиса и рецессии — так и вообще падает.

Дело в качестве данной энергии.

Всё дело в том, что энергию, как я написал выше, можно производить и при EROI в 1,1:1. Однако такую энергию лучше вообще не производить.

Она не нужна даже для тех, кто хочет превратить нефть в бензин. Тем более — она не нужна вам на завтрак. Вам нужна яичница, а не кусок каменного угля:

Нефть уходи, газ уходи, Путин уходи! Quo vadis? (NUC24)

А яичницу, как мы помним, можно сделать исключительно при EROI около 5:1. Если, конечно, на плите и в городе, а не в селе и на костре из хвороста.

Поэтому все наши весёлые колоколообразные кривые для добычи нефти, газа и угля превращаются в смертельный приговор для современного мира, который хочет проскочить через игольное ушко «пика нефти» и. шире того — пика чистой энергии.

Вот то, что называется чистым колоколом Хабберта:

Нефть уходи, газ уходи, Путин уходи! Quo vadis? (NUC24)

Икс (net resource X) — это чистый извлекаемый ресурс. В нашем случае — это энергия, которую мы хотим пустить на учитилей, врачей и учёных. Ну и если останется — то и на поэтов, художников и гончарных дел мастеров.

Игрек — это общий извлечённый ресурс. Именно о нём бодро рапортует нам «Бритиш петролеум» в своих ежегодных отчётах. Но, как видите, пик «чистого» ресурса проходит даже раньше общего пика ресурса. Насколько раньше? Можно оценить.

Пусть пик нефти пройден миром сегодня.

И даже с учётом падения EROI с 25:1 (традиционная нефть) до EROI 5:1 (сланцевая нефть) мы ещё балансируем на плато добычи.

Однако, в целом EROI у нас снижается. И падает с 25:1 до 12:1. Сколько мы потеряем в миллионах тонн нефти?

Нефть дала нам 3 908 миллионов тонн энергии в 2010 году и 4 081 миллионов тонн в 2012. Грязными тоннами.

А если перебить на чистый продукт? 3 751 миллионов тонн энергии в 2010 и 3 740 миллионов тонн чистыми тоннами.

Мы уже на пике. О чём и вопят уже многие косвенные цифры.

При этом подчеркну для читателей ещё раз: даже если вы можете добыть нефть, газ и уголь — это совершенно не значит, что вы сможете это сделать без ущерба для структуры своего общества. К которой вы привыкли в виде «хмурого и неуютного сегодня».

Исходя из этого факта и нарисована на графике область «игрек-звёздочка» чёрного цвета.

Недобываемый ресурс. Которого вполне может оказаться и пятая часть от общей добычи.

Смотря на ту «пирамиду возможностей общества», что красуется в начале статьи, посмотрите заново на вот эти графики:

EROI биоэтанола:

Нефть уходи, газ уходи, Путин уходи! Quo vadis? (NUC24)

Производство биоэтанола (чёрт, я даже рад что оно приостановилось!):

Нефть уходи, газ уходи, Путин уходи! Quo vadis? (NUC24)

Сравнение EROI по видам альтернативных источников:

Нефть уходи, газ уходи, Путин уходи! Quo vadis? (NUC24)

На атоме, ГЭС и ветре ещё можно пытаться сохранить наше современное общество. Конечно, учитывая всё то, о чём я много раз писал во всех деталях в этом блоге.

И про нашу северную, хмурую и безветренную Россию с её «добрым утречком».

И про падающую отдачу ветра и солнца.

И про русские центрифуги, которые легко поднимают EROI атомной энергетики до уровня в 50:1.

И помня про эпическое падение добычи первичной энергии угля, нефти и газа на 400 миллионов тонн нефтяного эквивалента в год. Где-то начиная с 2020 года. А может — и с 2015-го.

А вот с фотопанельками и с геотермалью мы уже, к сожалению, теряем Путина-гончара поэтов, художников, учёных, врачей и даже, возможно учитилей.

Не хватает у общества сил их содержать.

Потому что даже в самых смелых оценках фотопанельки, с учётом всех издержек и в хороших условиях солнечного юга, не дают EROI выше 10:1.

Поэтому-то и приходится «центровой Европе» придумывать, за чей счёт оплачивать свой банкет на солнечной энергии.

И платит за него вся остальная Европа. Например, Болгария.

«Болгарии надо было не просто выкрутить руки. Советскую «подружку» надо было опустить ниже плинтуса, лишив энергетической независимости. До вступления в ЕС Болгария была экспортером электроэнергии в Турцию, Грецию, Македонию, Албанию и даже Италию — благодаря построенной СССР атомной электростанции «Козлодуй». С точки зрения безопасности станция работала безупречно (что и доказали многочисленные, злобно настроенные проверочные комиссии), но, к несчастью, она была советской (!). И ЕС выдвинул жесткое условие: Болгария должна закрыть четыре блока из шести, а позже и вовсе остановить «Козлодуй».

Еще одна директива ЕС предусматривала замену 16% традиционной энергетики на «зеленую» — ветрогенераторы и солнечные батареи.

— Болгария не Сахара, чтобы работать на солнечных генераторах, и не остров в Северном море, где непрерывно дуют ветры, — говорит экс-министр энергетики Румен Овчаров. — Поэтому нужна базовая энергия. Кроме того, цена мегаватта «зеленой» энергии в десять раз превышает цену козлодуйского мегаватта, но мы обязаны ее выкупать!«

Братушек объективно жалко, но ребята сами сели не в ту лодку.

Ну а в России утро вообще добрым не бывает. И колоний для грабежа пока русские себе заводить не собираются.

Поэтому, как говорил Рудольф Сикорски: «Нам разрешено слыть невеждами, мистиками, суеверными дураками, нам одно не разрешено: недооценить опасность. Если в нашем доме вдруг запахло серой, мы просто обязаны предположить, что где-то рядом объявился черт с рогами и предпринять все меры, вплоть до организации производства святой воды в промышленных масштабах».

Поэтому организация производства тяжёлой воды для термоядерных реакторов — наша насущная задача.

Ибо наша нефть всё больше пахнет серой, а утро в России добрым не бывает.

И валить нам особо некуда — везде в мире будет ещё веселее.

crustgroup.livejournal.com