«МАТРИЦА» МАРКА ХАРРИСА

Опубликовано: 05.03.2013 Автор: mifov.net в рубрике Мошенники и мошенничества

Что такое «оффшор»? Оффшор (от английского термина onshore, который переводится как «вне берега» или «вне границ») — это один из самых известных и эффективных методов налогового планирования, ведь основные преимущества оффшора — свобода от налогообложения в стране регистрации, быстрота регистрации, легкость оформления документов, отсутствие отчетности — делают их очень удобными в использовании и способствуют постоянству спроса. Существует десятки стран, законодательства которых предусматривают налоговые льготы для оффшорных компаний. К числу самых известных относятся: Панама, Гибралтар, Кипр, Багамские острова, Ирландия, Лихтенштейн.

Однако часто оффшорные зоны служат прикрытием для отмывания доходов, нажитых преступной и запрещенной деятельностью. Развитые страны с жесткой налоговой системой пытаются ограничить деятельность оффшоров, инициируя анти-коррупционные расследования. Соответственно, оффшорный способ налогового планирования может повредить имиджу бизнеса в глазах деловых партнеров или привлечь внимание налогового инспектора к тем или иным деловым операциям.

Аферисты встречаются и среди оффшорных профессионалов: регистраторов компаний, специалистов по налогам и по управлению средствами клиентов. Для того чтобы пустить пыль в глаза, мошенники организуют дорогостоящие семинары, на которых продают по бешеным ценам литературу, якобы содержащую «конфиденциальные сведения» об оффшорных юрисдикциях, берут огромные деньги за составление схем налогового планирования. Бизнесмены, стремясь минимизировать налоги, нередко, сами того не подозревая, отдают крупные средства в управление аферистам.

Аналитик Джей Адкиссон призывает деловых людей к осторожности: «Вы хотите знать, что может случиться с вашими деньгами в оффшорах? Спросите у бывших клиентов «Организации Харриса»».

Многие даже не слышали об этой организации до 1997 года, когда ее основатель Марк Мэтью Харрис стал появляться на международных семинарах, представляясь специалистом по оффшорам и управлению активами. Молодой человек с прекрасными манерами был всегда одет с иголочки. Марк утверждал, что начинал свой бизнес, имея 5000 долларов, а теперь ворочает сотнями миллионов. На семинарах Харрис разглагольствовал о преимуществах оффшорной субкультуры. При этом он называл конкурентов отжившими динозаврами и призывал бизнесменов сотрудничать перспективной «Организацией Харриса», расположенной в Панаме.

Харрис предлагал клиентам, в основном американцам, пакет оффшорных финансовых услуг: регистрацию компаний во всевозможных юрисдикциях, а также инвестиционных фондов, страховых компаний и банков, создание трастов, управление активами, открытие неограниченного числа счетов в любых банках мира, разработку налоговых схем и многое другое. При этом «Организация Харриса» обеспечивала и гарантировала конфиденциальную регистрацию оффшоров. «Вы можете быть абсолютно уверены, что ваши данные не станут известны налоговым службам, — говорил Марк Харрис. — Кроме того, мы предоставляем услуги номинальных директоров и акционеров для оффшоров, позволяющих полностью исключить фигурирование вашего имени в документах оффшоров».

«Фирменным блюдом» стала так называемая «Матрица Харриса», набор схем налогового планирования, позволявших создавать для американских корпораций огромные, подтвержденные документами, убытки (естественно, фиктивные) с одновременным выводом денежных средств на оффшорные компании, находящихся под контролем самих клиентов (так называемые «черные дыры»).

Марк Харрис имел панамское гражданство, но родился в США, там же получил образование (с отличными оценками) и лицензию аудитора. Помимо дара красноречия он обладал настоящим талантом махинатора: буквально на лету изобретал сложнейшие налоговые схемы. Харрис умел произвести впечатление: сам встречал в аэропорту прилетевших в Панаму бизнесменов, привозил в свой роскошный офис на «ягуаре», угощал в шикарных ресторанах, знакомил с девушками-красавицами, показывал фотографии, на которых был изображен вместе с известными политиками. Харрис увлекательно рассказывал о том, какую выгоду можно извлечь из сотрудничества с его продвинутой фирмой. Пообщавшись с ним, бизнесмены чувствовали себя на вершине финансового мира.

Стоимость услуг «Организации Харриса» была в два-три раза ниже, чем у конкурентов. Невысокие цены и умелая рекламная кампания обеспечили успех предприятию: за короткое время фирма Харриса стала одним из крупнейших поставщиков оффшорных услуг в мире. Ее штат разросся до 150 человек. Марк сотрудничал с американскими юристами и бухгалтерами, которые за определенное вознаграждение направляли ему своих клиентов. Харриса повсюду сопровождали американские специалисты по налогам и финансам, причем одетые столь же безупречно, как и босс. По данным самой организации, она управляла средствами на сумму в миллиард долларов.

Конкуренты удивлялись, каким образом фирме Харриса удается процветать при демпинговых ценах на предоставляемые услуги. Судите сами: пакет под названием «Осьминог», в который входили несколько оффшорных компаний и трастов, страховая компания, оффшорный банк, а также панамский фонд — конечный холдинг всей структуры, стоил всего 10 тыс. долларов. Рыночная цена такого пакета по самым скромным подсчетам составляла не менее 50 тыс. долларов. Возникли подозрения, что фирма Харриса использует деньги клиентов в личных целях.

К юристу из Далласа Джиму Беннетту обратился бизнесмен из Техаса с просьбой проверить надежность «Организации Харриса» — прежде чем доверить этой фирме деньги, он благоразумно решил собрать о ней побольше информации. Беннетт, в свою очередь, обратился за помощью к мастеру подобного рода расследований Дэвиду Марчанту, издателю ежемесячного журнала «Оффшорная тревога», в котором он предупреждал о разного рода мошенничествах в оффшорных зонах. Получив инструкции от Беннетта, репортер начал копать под Харриса.

В марте 1998 года Марчант опубликовал в «Оффшорной тревоге» первые результаты расследования. Журналист пришел к выводу, что «Организация Харриса» является величайшей офшорной аферой всех времен и народов. Главная цель мошенничества — обмануть клиентов на миллионы долларов, переданные ей в управление партнерами, Марчанту удалось разговорить высокопоставленного сотрудника «Организации Харриса», имеющего доступ к бухгалтерии фирмы. Как выяснится позже, этим информаторам был Карл Дилли. По словам Дил-ли, средства клиентов аккумулировались на объединенном счете Третьей всемирной трастовой компании («Трастко»), владельцами которой являлись Харрис с контрольным пакетом акций и его компаньон Ларри Абрахам. Деньги с объединенного счета они использовали по своему усмотрению, зачастую игнорируя интересы клиентов. По данным Дилли, «Организация Харриса» управляла вовсе не миллиардом долларов, а всего лишь 40 миллионами. Это мизерная сумма для оффшорной фирмы со штатом 150 человек. Инвестициями серьезно никто не занимался, деньги клиентов вкладывались в сомнительные предприятия. Так, полмиллиона долларов были переведены в чилийский банк на счета, принадлежащие Харрису и Ларри Абрахаму. Они говорили, что деньги вложены в фирму «Инфрафит» по производству велосипедов. Но ни один велосипед так никто и не увидел.

Бухгалтерская отчетность велась в «Организации Харриса» «совершенно хаотично» (выражение Делли), отчеты перед клиентами нередко фабриковались, причем за это взимались фантастические комиссии и гонорары (до 5 тыс. долларов в час). Важные документы таинственным образом исчезали, исправления делались наспех, без подтверждающих бумаг. Выплаты партнерам осуществлялись по принципу «схемы Пон-Ци», то есть за счет средств других клиентов. Предлагаемые Харрисом схемы минимизации налогов часто противоречили действующему американскому законодательству и были уголовно наказуемы.
По данным весьма информированного Делли, еще в ноябре 1996 года обязательства организации превышали ее активы на 25 млн. долларов, то есть фирма фактически была банкротом и вскоре должна была рухнуть как карточный домик. Несколько клиентов Харриса оказались замешаны в торговле кокаином и отмывании денег и отбывали срок в американской тюрьме.

Дэвид Марчант выяснил, что полученная в США аудиторская лицензия Марка Харриса была отозвана еще в 1990 году. Причина — некомпетентность и халатность. После аудиторский проверки флоридского инвестиционного фонда, Харрис не упомянул в отчетных документах, что являлся его владельцем и управляющим. Ко всему прочему, сумма активов в балансе у него не совпала с суммой пассивов, не говоря уже о прочих мелких погрешностях.

И еще один факт из прошлого Харриса был предан гласности: в 1980-е годы он управлял несколькими оффшорными банками на Карибском острове Монтсеррат. В 1988 году их закрыла британская полиция (Монтсеррат принадлежит Великобритании) за «незаконную и мошенническую деятельность». Банки, к примеру, взимали с клиентов деньги за услуги, которые не предоставляли.

Разумеется, после опубликования выводов Дэвида Марчанта разгорелся скандал. «Организация Харриса» подала иск в американский суд, обвинив журналиста и его издание в клевете, оценив нанесенный ей ущерб в 30 млн. долларов. В этом был свой резон: критическая статья в прессе могла разрушить многомиллионный бизнес, и подобных примеров в американской истории немало. Если бы Марчант проиграл суд, ему бы пришлось возместить убытки, причиненные истцу.
Судебный процесс состоялся в июле 1999 года. Харрис предпочел не появляться в США, возможно, опасаясь оказаться в пределах досягаемости американской Фемиды. Дэвид Марчант открыл свои источники информации и доказал, что у него были веские основания считать «Организацию Харриса» крупнейшей аферой в истории оффшоров. У адвокатов Харриса контраргументов не нашлось. В результате Марчант праздновал победу. Ситуация складывалась забавная: с одной стороны, судом было косвенно признано, что Харрис — аферист, а с другой, юридически он по-прежнему оставался чист.

Как и следовало ожидать, после скандальной публикации Марчанта дела «Организации Харриса» пошли из рук вон плохо. Штат фирмы вскоре сократился до нескольких человек, ее спешно покинули ведущие менеджеры. Панамская газета «Ла Пренса» сравнила «Организацию Харриса» с тонущим «Титаником», в свое время также поражавшего величием и роскошью.
Многочисленные партнера Харриса требовали вернуть им деньги. Естественно, возникли проблемы с выплатами. Не помогали ни телефонные звонки, ни письма, ни личные визиты разъяренных клиентов в Панаму: денег просто не было. Опасаясь за свою жизнь, Харрис нанял в качестве телохранителей бодибилдеров. Его организация ухитрилась протянуть еще какое-то время. Лишь в июне 2002 года ее выставили из Панамского офиса.

Марк Харрис перебрался в Никарагуа и учредил там новую компанию по оказанию трастовых услуг. В июне 2003 года он был арестован в Манагуа и экстрадирован в Майами. Властями США он обвинялся по 13 пунктам, в том числе в присвоении миллионов долларов клиентских средств и в отмывании денег для банды контрабандистов, промышлявшей поставками фреона в США, где это охлаждающее вещество запрещено по экологическим соображениям.

Печально известный «специалист по оффшорам» Марк Харрис был осужден на 17 лет тюрьмы и штрафу в размере 26 млн. долларов.