Как правило, весь религиозный мир сегодня полагает, что актуально исчислять время, беря за точку отсчета год рождения Христа. Но Иисус, оказывается, родился еще до начала новой эры. И вот почему.

В стародавние времена не было у людей тех календарей, которые сегодня так удобны и наличествуют везде, даже в мобильном телефоне. Раньше епископы составляли особые таблицы – пасхалии, по которым определялись дни празднования Пасхи и, естественно, рассчитывались все прочие «божьи» праздники. Так, одна из таких таблиц была составлена на 95 лет, с 437 по 531 год. Однако в 525 году, когда до окончания «срока годности» пасхалии оставалось еще несколько лет, тогдашний папа, Иоанн I, будучи человеком крайне предусмотрительным, уже решил озаботиться составлением нового календаря. Эта нелегка и благородная миссия была возложена на монаха Дионисия Малого, который служил при папе архивариусом.

Последняя пасхалия, равно как и ее предшественницы брали за основу счета начало правления Диоклетианта. Но Дионисию показалось, что сей император как-то недостоин такой чести, поскольку он в свое время был на редкость отвратительным тираном. Архивариус предложил начать считать житие-бытие человечества от рождества христова и даже указал точную дату его дня рождения, а именно 25 декабря 753 года (года же тогда, в свою очередь отсчитывались от дня основания Рима).

Дионисий взял эту дату не с потолка – она появилась путем некоторых его умозаключений. Евангелии составлялись иудеями, которые считали, что, как сегодня называется, «отмечать днюху» — это фи. Поэтому в священных писаниях и нет ни одного прямого слова о том, когда же Мария произвела плод своего непорочного зачатия на свет. Но монах тщательно изучил различные источники и нашел, за что ему зацепиться и от чего отталкиваться.

Так, Евангелие от Матфея сообщало, что Христос был рожден во времена правления царя Ирода, а после его смерти якобы ангел небесный спустился к Иосифу и сказал нечто вроде: «Ирода больше нет, суну божьему ничего не угрожает, бери Марию и Иисуса и возвращайся в в Израилеву землю». Но ведь Ирод отправился на тот свет в 749 году, значит в 753 Иисусу уже должно было быть четыре годика.

Из Евангелия от Луки Дионисий узнал, что когда Христос родился, кесарь Октавиан Август выдал распоряжение провести перепись всей Римской Империи. Это должна была быть первая перепись в правление Квириния Сирией. А когда Мария и Иосиф, как сознательные граждане пошли в Иудею отметиться о своем наличии на земле римской, женщине (или все же девушке?) приспичило рожать.

Кесарь Август же в своем жизнеописании упоминает о трех переписях – 28 год до н. э., 8 год до н. э. и 14 год н. э. Совершенно очевидно, что Лука имел ввиду перепись 8 года – как раз в этот период Сирия находилась, скорее всего (!) под властью Квириния. Но была еще вторая перепись, проведенная этим же правителем, но уже в 6 году.

Таким образом, обозначив именно 753 год годом рождения Иисуса, Дионисий действовал весьма слабовато, забыв учесть и проанализировать исторические факты и ограничившись информационными кусочками из различных Евангелий. Монах просто выбрал наиболее подходящий год для того, чтобы составить постоянную пасхалию. Иными словами, Дионисий, сославшись на то, что жить далее по Диоклетиантову летоисчислению несправедливо, решил создать новую систему счета годам только для религиозных целей, а не для всего общества и на все случаи жизни. Поэтому историки и хронологи по сей день продолжают вести летоисчисление от дня сотворения мира, а не от такой сомнительной даты, как 25 декабря 753 года.

Поэтому, когда вы говорите: «Такой-то год от «рождества Христова», сразу прибавляйте к этой цифре 8 лет. А чтобы быть более точным, лучше говорите: «Такой-то год нашей эры», а то кто его, Иисуса знает, когда он там на самом деле родился.