Шоколадные бомбардировки

Опубликовано: 18.10.2011 Автор: mifov.net в рубрике Пропаганда

24 июня 1948 начался один из первых кризисов «холодной войны» — в ответ на проведение денежной реформы в западных германских землях СССР заблокировал все наземные и водные пути, ведущие в Берлин. Любые попытки прорвать блокаду силой ставили мир на грань Третьей мировой войны.

В Англию были переброшены стратегические бомбардировщики В–29, способные нести ядерное оружие (правда, ни в Москве, ни в Европе не знали о том, что самих бомб еще нет), велись разговоры о бронетанковом вторжении. Однако, главную роль в разрешении кризисы сыграли обычные транспортные «лошадки» — Douglas C–47 Skytrain и С–54 Skymaster. Уже через два дня был возведен воздушный мост в Берлин и начались перевозки продовольствия.

Каждый день в воздух поднимались сотни самолетов, сбрасывая берлинцам тысячи тонн гуманитарных грузов. Одним из пилотов этих самолетов был полковник Гейл Халворсен из Юты. Именно он первым заметил, что среди доставляемых продуктов не было конфет для для детей. И в каждый полет он стал брать плитки шоколада и пакетики с конфетами, привязывать их к носовым платкам и сбрасывать над городом на радость детям, покачивая крыльями своего «Конфетного бомбардировщика» (нем. «Rosinenbomber», англ. «Candy Bomber»). Вскоре о его поступке уже знали все пилоты союзников, тысячи посылок со сладостями приходили на авиабазу, а затем маленькими парашютиками приземлялись на землю.

Кризис завершился 12 мая 1949 года разделением германии на ФРГ и ГДР, но это была уже большая политика, до которой маленьким детям не было никакого дела.

Это западная подача разделения Германии, виновником которого, понятное дело, является СССР. Между тем, с блокадой Западного Берлина многое было гораздо жёстче. 20 июня 1948 года в нарушение Потсдамских соглашений три западные страны–оккупанты Германии провели в своих объединённых зонах сепаратную денежную реформу, по сравнению с которой наша недоброй памяти «павловская» 1991 года = нежнейшая забота о гражданах.

В 1948 году союзнички меняли каждому западному немцу только 60 старых немецких марок по курсу 1:1 на новые, причём 40 марок немедленно, а 20 лишь через два месяца. Половину сбережений каждый мог поменять уже по курсу 1:10, а вторая, замороженная, половина позже менялась по курсу 1:20. Что оставалось делать немцам? Они ломанулись туда, где ещё могли что–то купить на свои деньги, — в советскую зону оккупации.

Чу! Что за стон на земле Шиллера и Гёте раздаётся? То обезумевшие западные немцы сметают с полок Восточной Германии всё, до чего могут дотянуться. Как результат, уже 23 июня советская оккупационная администрация проводит аналогичную, но свою денежную реформу, а 24 июня наглухо закрывает границы и, как следствие, вводит блокаду любого сообщения с Западным Берлином.

Западноберлинцев спасает продолжавшее работать соглашение четырёх держав о воздушных коридорах над Германией, оно позволяло сообщение Запада с берлинским анклавом по воздуху — чем союзники и воспользовались, организовав шоу «Спасение Западного Берлина». Платить за это шоу, естественно, обязали западных немцев.

С 8 ноября специальным законом в Западной Германии был введён налог на нужды Берлина. На почтовые отправления дополнительно к стандартному почтовому сбору в 20 пфеннигов наклеивалась специальная налоговая марка принудительной доплаты в 2 пф. (см. рис), вначале беззубцовая.

Без этих марок письма возвращались отправителю, если был указан обратный адрес. Если его не было, письма вскрывались на предмет установления из содержания письма адреса отправителя и, в случае его отсутствия, уничтожались. Закон действовал до 31 марта 1956 года (блокада была снята ещё в 1949 году, но им понравилось).

За пять лет было продано более 17 млрд экземпляров этих марок принудительного налога, за семилетний период хождения выручка от их продажи достигла почти 430 млн немецких марок. На фоне совокупных западных вложений в будущую ФРГ в $4 млрд это немного, но пропагандистский эффект от акции сложно переоценить: в акции «противостояния зловредным Советам» лично поучаствовал своими деньгами де–факто каждый западный немец.

Встречным шоу для берлинцев стали «изюмные бомбардировщики» шоколадками на парашютиках, как бы случайно изобретённые американскими лётчиками. И прочие траливали и сюсипуси, весьма смахивающие на карго–культ в Меланезии.

Отношение советской стороны к союзническому долгу, тем временем, хорошо показали авиадиспетчеры–красноармейцы, которые всю блокаду занимались сопровождением этих и других героических самолетов. Тем не менее в ходе совершения 278 228 вылетов союзной транспортной авиации в Западный Берлин и обратно погибли 31 американский и 39 британских лётчиков, а также 13 граждан Германии.

Завершилась опупея сепаратным провозглашением в мае 1949 года ФРГ, а в октябре — ГДР. Западные союзники изначально не скрывали своего желания расчленить Германию (см. План Моргентау, Monnet Plan, Bakker–Schut Plan и др.) и потому инициатива исходила от них.

dirty.ru