ЛИВИЯ И НЕФТЬ: BACKGROUND

Барак Обама заявил, что «ЦРУ не будет участвовать в Ливийской войне, и более того, США прекращает свои действия по содействию в установлении в Ливии мира».

А вы — верите?

Много лет назад, еще во времена войны на Суэцком канале правитель Ливии Каддафи говорил: «Нефть — это оружие, которое арабский мир должен использовать против Запада».

Значит, ситуация сложнее чем кажется на первый взгляд. Идет война Запада и Востока, война цивилизаций. И поговорка о «скелетах в шкафу» как нельзя лучше иллюстрирует «демократическую миссию» США и НАТО в Ливии. Для этого достаточно обратиться к «бэкграунду» этой войны.

Сегодня, как мы знаем из сводок новостей «РИАН», «Рейтер», итп, что «войска, верные полковнику Муаммару Каддафи, отвергли условия перемирия, предложенные ливийской оппозицией, в частности, ливийские повстанцы заявили, что согласятся на прекращение огня, если войска Каддафи, покинут города на западе страны, и ливийский лидер согласится обеспечить в стране свободу слова».

Однако, о «свободе слова» стило бы вспомнить не Каддафи, а войскам НАТО, а именно, о том, как и из-за чего началась эта война. Внешне мы видим картину: в феврале в Ливии начались антиправительственные выступления, переросшие в гражданскую войну, и страна распалась на восточный, оппозиционный по отношению к Каддафи лагерь, и западный, поддерживающий своего политического лидера. 19 марта 2011г. после принятия резолюции Совета Безопасности ООН коалиция пяти западных стран — США, Франции, Великобритании, Канады и Италии — начала наносить ракетные и авиаудары по территории Ливии. Позже к коалиции присоединились другие страны.

27 марта 2011г. НАТО взяла на себя командование операцией в Ливии. Сегодня, как пишет ряд источников, в этой операции ведущую роль играют спецслужбы ЦРУ, в любом случае, не менее активную чем в апреле 1961г, когда американский десант высадился в «Заливе Свиней» на Кубе, для свержения режима Фиделя Кастро, или в 1983 году, когда американские «рейнджеры» развернули открытую полномасшабную операцию в свержении правительства Мориса Бишопа, дружественного Кастро, и установлении проамериканского политического режима на острове Гренада.

О развитии событий в Ливии мы прогнозов делать не будем. Для нас представляет собой особую ценность тот самый «бэкграунд» правления Каддафи, о котором в сводках новостей информагентства не пишут, — ведь это события ни много ни мало, а 40- летней давности!

Однако они-то и дают нам ключ к понимании нынешней войны в Ливии.

Итак, вспомним, как молодой офицер Кадаффи 1 сентября 1969 года во время государственного переворота получил высший политический пост в стране, и что, собственно, при этом произошло с Ливией.

Ливия официально провозгласила в своем статусе «развитие по типу социалистической республики», что для стран НАТО было как кость в горле.

И не только.

Именно молодой офицер Кадаффи объявил на весь мир невероятное, он национализировал нефтедобычу! Это повергло в шок США и произвело эффект «удара од дых» для блока НАТО.

Нефть была не только «Черным золотом», но и Черной королевой, главной фигурой в политической игре США на ближнем Востоке.

Решив национализировать нефтедобычу, Каддафи потребовал от Соединенных Штатов эвакуировать воздушные базы в Вилусе. Вашингтон объявил в ответ состояние боевой готовности, и американский флот отправился к берегам Ливии.

Это было очень похоже на еще свежие в людской памяти события в Иране, схема действий США была прежней. Но времена уже изменились. Ниспровержение Каддафи, как в случае с премьером Массадыком в Иране стало затруднительным. К тому же, Каддафи, сделав вывод из печального урока Массадыка, объявил, что передумал, и национализации нефтедобычи не будет.

На этот раз, стороны, как говорится, разошлись с миром. Но…

Какие же выводы сделал Каддафи из истории с Массадыком, и что это была за история? О, это была истории национализации британских промыслов в Персии! Еще в 1941 году Англия изгнала в Южную Африку иранского шаха Резе Пехлеви, «друга Гитлера». Трон занял его 22-летний сын, но и он, спустя 12 лет был изгнан. По сути, Ираном командовал премьер-министр Мохаммед Массадык, который объявил национализацию англо-иракских нефтяных промыслов! Парламент проголосовал за немедленную конфискацию принадлежащих британской компании промыслов.

Массадык, премьер Ирана в 1958 году заявил: «Следует добывать ровно столько нефти, сколько необходимо для развития, а остальная нефть пусть лежит в нашей земле. Она принадлежит завтрашнему поколению».

После такого заявления судьба Массадыка была решена. Великобритания объявила Ирану бойкот, и это бойкот оказался на руку американским компаниям, увеличившим за год добычу нефти с 28 до 40 миллионов тонн. Кермит Рузвельт, внук бывшего президента США Теодора Рузвельта, торжественно вошел в Персидский залив во главе американского флота.

Государственный переворот был кровавым — более 5000 человек убиты, а премьер Ирана, Массадык заключен в тюрьму. До конца своих дней он находился «под домашнем арестом. Такова была плата за нефть, которую Массадык хотел сделать народным достоянием своей страны. Но Великобритания и США этого не допустили, и после «миротворческих действий» последовал передел добычи: «Бритиш петролеум» стал контролировать 40% всех концессий, а американской «Шелл» — 14%. Другим американским компаниям — «Эксон», «Тексако», «Галф», «Шеврон» и «Соноко» досталось по 8%. Этот передел усилил позицию американских компаний в Персидском Заливе: отныне они обладали 55% продукции.

Так было в Иране. И то же самое грозило Ливии. И молодой Каддафи, учитывая печальный опыт соседнего государства, это понимал. И потому объявил, что «нефть останется в частной собственности». И войны с США и НАТО не состоялось.

Но этот мир был не навсегда.

Ливия очень богата черным золотом. В 1969 году, когда Каддафи пришел к власти, она занимала шестое место в мире по добыче нефти, хотя еще десятилетие назад в ней не было ни одной скважины! Первым освоил Ливию известный американский бизнесмен одесского происхождения Арманд Хаммер. В 1968 году Хаммер приехал в Ливию, встретился с королем Идрисом и очаровал его чеками швейцарских банков. Король позволил Хаммеру искать нефть в ливийской пустыне. Путь Хаммера был тернистым, многие бурения не приносили удачи. Но одессит был человеком упрямым, и в итоге он все же нашел черное золото на весьма небольшой глубине. Нефть оказалась высокого качества. Хаммер всего за год проложил нефтепровод в 170 километров, по которому перекачивалось до миллиона баррелей нефти в день. Его компания стала одной из крупнейших в мире.

И вдруг! Оказалось, что американским дельцам в Ливии делать нечего! Хаммер был, вероятно первым, кто хотел бы убить этого Каддафи, за то, что тот лишил его доходного бизнеса! А Черная Королева лишь только вступала в свои права, и вскоре весь мир столкнулся с ее жестоким правлением. За многими государственными переворотами конца XX столетия стоит ее величество нефть.

Вице-президент США Дик Чейни, однажды произнес фразу, ставшую исторической «Господь Бог не поместил нефть в демократические страны». С тех пор борьба за демократию нередко становится лишь предлогом для борьбы за нефть и наоборот. Война США с «диктатором» Саадамом Хусейном — прекрасное тому подтверждение. В 1960 году была создана Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК). В нее вошли: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Эквадор. По определению Дик Чейни, — недемократические страны.

Ливия — недемократическая страна по определению Дика Чейни. А значит, там возможны знакомые схемы, того же плана что «борьба за демократию и против режима Саддама Хусейна».

Когда американские войска решили в Ираке восстановить демократию, и объявили, что Ирак угрожает всему миру тоталитаризмом, оружием массового уничтожения и тесными связями с «Аль-Кайдой», то в это поверили разве что самые наивные и политически необразованные люди. Никаким оружием массового уничтожения Ирак не располагал! Истинная причина войны с Ираком, обошедшейся США в триллион долларов была совсем в другом. Это была ее величество нефть

Битва за нефть давно перешла в плоскость тайной дипломатии.

В мире нефти и вчера и сегодня царит атмосфера неясности и дезинформации. Мы часто забываем, что это сырье является ставкой в борьбе за власть — по причине его стратегической роли, энергетической важности, сравнительно невысокой стоимости добычи и исключительных сверхприбылей, которые дает конъюнктура мировых цен.

Нефть обеспечила беспрецедентный рост благосостояния человека, и тем не менее, потребитель нефти никогда не имел и десятой части реальной информации об истинном положении дел в этой области. Именно это подтвердил первый нефтяной кризис 1973 года, потрясший всю мировую систему. Никто из именитых экспертов не мог понять, откуда возник этот кризис.

Во время знаменитого «нефтяного кризиса» 1973 года в действительности вовсе не было нехватки нефти. Ажиотаж вызвали тайные провокационные действия и махинации. Пресса и общественность нашла виновника кризиса 1973 года — ОПЕК. Против него ожесточились все, кто мог из либерального мира. Если верить цифрам, то ОПЕК действительно получил весьма значительные прибыли. Менее чем за два месяца цена на черное золото выросла в 4 раза. Повышение цен на нефть позволило многим американским кампаниям расширить бизнес. Кампании «Эксон», «Шеврон», «Галф», «Шелл», «Тексако», «Бритиш петролеум», которые собственно и контролировали мировой экспорт черного золота, получили рекордные прибыли.

Именно в 1973 году «недемократические страны», ОПЕК показал свои мускулы — отныне страны-производители нефти оставляют себе 55% прибыли. Так в конце 1973 года стоимость барреля нефти поднялась с $5,20 до $11,65. Обстановка истерии, страх перед нехваткой нефти, которые царят в индустриальных странах, разжигают курс цен. Страны-потребители нефти решают идти на переговоры с ОПЕК, — иного выхода нет. Но переговоры в Вене, намеченные на 14 октября 1973 года, срываются. А 16 октября 1973 года Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт односторонне повышают цену на нефть. И тут же происходит событие, которое внешне никак не связано с нефтью. Египет и Сирия напали на Израиль. Не секрет, что Израиль — это самый мощный джокер США на Ближнем Востоке. Нефть становится оружием большой политики, а Израиль становится ведущим козырем США в политике на ближнем востоке.

И это было только началом противостояния Востока и Запада.

Самая яркая страница битвы за нефть — война в Саудовской Аравии.

В интервью прессе вице- президент США Дик Чейни был откровенен: «Если Саддам Хусейн получит контроль над нефтяными промыслами Кувейта и Саудовской Аравии, то он будет контролировать более 40% мирового нефтеснабжения и сможет диктовать свои законы всем, включая США».

Эту же мысль в секретном докладе Пентагону высказал американский генерал Норман Шварцкопф (1988 год), когда Хусейн одержал победу. «Самое плохое, что могло произойти в районе Персидского залива, — это захват Ираком Саудовских нефтяных скважин. И это произошло. — Писал генерал Шварцкопф., — США обязаны остановить и разгромить Ирак». Кстати, именно Норман Шварцкопф позднее руководил внушительной военной операцией, направленной против Багдада.

Карта Ирака, с которой работал Пентагон в 2000 году, в первую очередь представляла собой нефтяные месторождения, трубопроводы и нефтеочистительные заводы. Эти карты, созданные «энергетической комиссией» Вице-президента Д.Чейни, датированы мартом 2001 года, следовательно, за шесть месяцев до 11 сентября. Иракский терроризм еще не был частью приоритетов администрации Буша, а вот иракская нефть — да.

Что происходит сегодня? Очевидно, что именно благодаря ливийской нефти СШП пытается выкарабкаться из финансового долларового кризиса. В Правительстве США убеждены, что рожденное вместе с нефтью процветание страны, также и исчезнет вместе с нефтью.

Как же Ливия позволит Америке стать вновь сильной и могучей державой? Как будут формироваться цены на нефть? Это вопрос довольно туманный. Очевидно одно, нефтяная конъюнктура не имеет ничего общего с реальной себестоимостью барреля нефти.

Напомним. Многие десятилетия командовали нефтяным рынком не страны производители ее, а потребители. Удивительно, но факт: первыми крупными игроками на нефтяном рынке стали именно потребители нефти, да еще банки, которые вообще не имели прямого отношения ни к добыче, ни к продаже нефти, а лишь занимались биржевыми операциями. Еще в 1929 году семнадцать известных акционерных обществ образовали Ассоциацию Стран- потребителей нефти. Она и диктовала цены, которые многие десятилетия не превышали двух- пяти долларов за баррель (!) Цены на нефть лишь к концу двадцатого столетия выросли до 10, а затем и до 35 долларов за баррель. В 1986 году они упали вновь с 35 до 10 долларов, и потом начали скачкообразно расти… Сегодня, когда уже нефть перешла порог в 100 долларов за баррель, прежние цены кажутся смешными, ирреальными.

Но почему один и тот же продукт при одинаковой технологии добычи может стоить и два и десять и сто долларов? Об этом надо спросить у кучки бизнесменов, которые диктуют конъюнктуру нефтяного рынка.

Влиятельный американский сенатор Дж. Фулбрайт однажды сказал: «В современном мире арабские страны — производители нефти располагают незначительными военными силами. Они похожи на слабых газелей в джунглях, где водятся крупные животные. Мы должны им об этом по-дружески напомнить. Они будут ужасно рисковать, если начнут угрожать экономическому и общественному равновесию великих индустриальных держав, особенно такой, как Соединенные Штаты».

Как эти слова актуальны по отношению к нынешней Ливии, не так ли? Меняются люди и правительства, но остаются прежними — интересы… И весьма похоже на то, что американцы превратили сегодня Ливию в «агнца на заклание» для спасения своей «великой нации» из- под обломков рухнувший долларовой пирамиды.

http://forum-msk.org/material/lenty/5955216.html