Низкий культурный и интеллектуальный уровень жителей Донбасса – не более чем стереотип, не только не соответствующий действительности, но и унижающий достоинство наших сограждан.

Украинское общество в массе своей достаточно терпимо относится к сообщениям о гибели мирных жителей и разрушениях городов на Донбассе. Причин тому несколько. Во-первых, в жителях Донецкой и Луганской областей видят «пособников террористов», которые «сами виноваты». Во-вторых, многие наши сограждане искренне верят в то, что обстрелы мятежных городов ведут сами же повстанцы, которые якобы стремятся таким образом настроить против Киева местное население.

Но немаловажную роль играет и третий фактор: представление о Донбассе как о «локальном украинском Мордоре», где основная масса населения достаточно строго делится на бандитов и быдло. Именно из Донецка, уверены многие граждане Украины, исходит всё зло и весь негатив, от которого страдает вся остальная страна.

01

В представлении среднестатистического обывателя из Киева житель Донецкой и Луганской областей — тупое, неразвитое, необразованное существо, умеющее только глушить водку стаканами, устраивать пьяные драки и, вооружившись обрезком водопроводной трубы, грабить случайных прохожих. А, ну и ещё — голосовать на выборах за Партию регионов и Виктора Януковича, т.е. тех самых «бандитов».

Интересно, что в представлении «настоящих украинцев», «бандиты» отличаются от «быдла» исключительно материальным положением и наличием доступа к власти. То есть, с одной стороны, каждый «бандит» — это разжиревшее «быдло», а с другой — каждое «быдло» представляет собой латентного «бандита».

02

Разумеется, такая постановка вопроса не способствует сочувственному отношению жителей Украины к населению Донбасса. За минувшие годы из них сделали своего рода орков из фильмов в жанре фэнтези — существ, являющихся лишь пародией на людей, воплощением всех пороков, уничтожение которых вовсе не является чем-то предосудительным, или, по крайней мере, может быть легко оправдано, если отвечает интересам «нормальных людей».

Не будем говорить о моральной стороне вопроса: начать хотя бы с того, что в Украине дискриминация по территориальному признаку совершенно равнозначна любой другой дискриминации, будь то расовой, религиозной или половой. Так что бесконечная пропаганда «неполноценности» жителей Донбасса является не менее преступной, чем, скажем, призывы ограничивать гражданские права женщин или евреев.

Не будем обсуждать также уместность очернения жителей региона, который является становым хребтом украинской экономики (на Донецкую и Луганскую области в различные годы приходилось 24 до 31 процента от общего экспорта Украины притом, что в этих областях проживает лишь 15% населения страны).

Поговорим о том, насколько корректно делать какие-то неблагоприятные выводы об интеллектуальном, духовном и образовательном уровне жителей Донецка и Луганска по сравнению с жителями остальной Украины?

Возьмём, к примеру, такой критерий, как образование и наука. Согласно международной базе данных научных публикаций SCORPUS, на вузы Донецкой области приходится порядка 8% от общего числа научных публикаций Украины. Немного — особенно если учесть, что на Донецкую область приходится порядка 11% от общего числа жителей Украины.

Для сравнения, в Одесской области этот показатель составляет 6% при вдвое меньшем населении, а на небольшую (по сравнению с Донецкой) Львовскую область приходится примерно 13% от общего числа научных работ. В Харькове и Киеве, являющихся общепризнанными научно-образовательными центрами Украины, этот показатель ещё выше.

С другой стороны, во многих регионах страны, к населению которых не пытаются приклеить ярлык «быдла», этот показатель ещё ниже: к примеру, на Винницкую, Черниговскую, Сумскую, и Полтавскую области приходится в среднем от одного до полутора процентов научных публикаций.

Но если посмотреть не на количественные, а на качественные показатели, научная эффективность научных учреждений Донецкой области по сравнению с другими регионами оказывается достаточно высокой.

03

Донецк известен как «город миллиона роз»

Так, общепринятой характеристикой продуктивности научных учреждений принято считать так называемый индекс Хирша, учитывающий количество публикаций учреждения, а также количество публикаций, ссылающихся на эти публикации. Так вот, средний индекс Хирша для вузов Донецкой области составляет 16,4, тогда как по Украине среднее значение этого рейтинга — 10,5. Для сравнения, в Одесской области он ещё ниже — всего лишь 9.

Не удивительно, что в первой двадцатке украинских вузов по значению индекса Хирша донецких университетов и институтов аж три: Донецкий медицинский университет имени Горького (7-е место), Донецкий национальный университет (15-е место) и Донецкий национальный технический университет (20-е место). Харьковских и Львовских вузов в списке лучших тоже по три, а одесских в топ-20 попал только ОНУ им. Мечникова (4 место).

Не более чем стереотипом является представление о Донецкой области как о «криминальной столице» Украины. Так, по статистике МВД, больше всего преступлений в пересчёте на душу населения в 2010-2012-м годах приходилось не на Донецкую и Луганскую, а на Запорожскую и Днепропетровскую области, а также республику Крым. К примеру, в 2010-м году на 100 тысяч населения в Донецкой области приходилось 1395 преступлений, тогда как в «патриотичной» Днепропетровской — 1469, в Запорожской — 1529, а в Крыму — аж 1697.

Отдых жителей Донецкой области, вопреки стереотипам, сводится к попойкам не в большей степени, чем в среднем по стране. К примеру, в 2013-м году на 100 000 жителей Донецкой области приходилось 13 посещений театра, тогда как в среднем по Украине этот показатель составил 14 посещений. «Патриотичные» волыняне, к примеру, ходят в театр даже реже — 11 посещений в год на 100 000 жителей.

Что касается злоупотребления алкоголем, то в этом плане лидерами оказались как раз «идеологически верные» регионы севера, центра и запада Украины. Точнее, прямых данных на эту тему найти не удалось (не ведут в Украине такую статистику), но кое-какие косвенные выводы можно сделать на основании данных о количестве людей, получивших отравления алкоголем.

Так, если в Донецкой области от случайных отравлений алкоголем в 2010-м году скончались 20 человек в пересчёте на 100 тысяч населения, а в Луганской области этот показатель составил 24 человека на 100 тысяч, то в Черниговской области он оказался вдвое выше: 44 человека на тысячу населения. По алкогольным смертям Донецкую область также обогнали Сумская (37 случаев), Полтавская (32 случая), Днепропетровская (27 случаев), Николаевская (26 случаев), а также Хмельницкая и Житомирская (по 25 случаев) области.

А вот отдыхать за рубеж жители Донецкой области и правда ездят нечасто: в 2011-м году в составе организованных туристических групп за рубежом побывали лишь 0,6% жителей области, тогда как в среднем по Украине этот показатель составил примерно 3,5%.

Весьма важным показателем благополучности во всём мире считается уровень заболеваемости туберкулёзом: он позволяет не только оценить уровень жизни (туберкулёз — «болезнь бедняков») и приверженность вредным привычкам, но и качество медицинских услуг и тому подобное. Так вот, Донецкая область не входит даже в пятерку наиболее страдающих от туберкулёза регионов Украины: в печальном рейтинге в 2013-м году «лидировали» Херсонская, Одесская, Николаевская и Днепропетровская области.

04

Светомузыкальный фонтан возле мэрии Донецка

Донецкая область дала России, СССР, Украине и миру микробиолога Николая Благовещенского, физиков Якова Гегузина и Александра Куземского и Кирилла Топлыго, учёного-медика Максима Рейдермана. Донбасс — родина легендарного легкоатлета Сергея Бубки, гимнастки Полины Астаховой, футболистов Виктора Чанова и Виктора Онопкои боксёра Александра Ягубкина. А в сфере культуры Донецкая область может похвастаться писателем Василием Гроссманом, поэтом Василием Стусом, бардом Александром Литвиновым (более известен под псевдонимом Веня Д’ркин), одним из выдающихся композиторов XX века Сергеем Прокофьевым, композитором Владимиром Захаровым, кинорежиссёром Юрием Карой, эстрадным певцом Иосифом Кобзоном и многими другими.

Иными словами, низкий культурный и интеллектуальный уровень жителей Донбасса — не более чем стереотип, не только не соответствующий действительности, но и сознательно унижающий достоинство донетчан. А хуже всего то, что этот стереотип много лет сознательно и целенаправленно внедряли в сознание граждан Украины. И вина за те трагические события, которые происходят сегодня на Донбассе, не в последнюю очередь лежит и на тех, кто несёт ответственность за это внедрение.

Юрий Ткачёв