«Совдеповская идеология» на слайдах 1930-х

Опубликовано: 05.02.2014 Автор: mifov.net в рубрике Война против СССР

Путин тут так смачно обмолвился, когда поучал министров насчёт единого учебника истории, что мог бы и вовсе не начинать свою проповедь. В сущности, балансирование на грани советского и антисоветского – это и есть тайна его политического долголетия. А тут вдруг взял и рухнул, причём, никто даже не подталкивал. Бедняга показал не просто неподготовленность, а тот самый популизм и демагогическое мышление, которыми страдали Горбачев и Ельцин. Правда, за ними не было ещё сформированного правящего класса, — силовигархии, но Путин подставил своей эквилибристикой и его.

Вроде как защищая Победу советского народа (и даже этого словосочетания не боясь), Национальный Лидер пригрозил фальсификаторам – мол, негоже! Но тут же – вдряпс! (Видимо, не хотел уж совсем безоглядно обижать либералов, благо что сидели за одним столом):

— Конечно, совдеповская идеология мешала развитию народов Европы…

Вот уж опаньки так опаньки! Не выходит «примирения и согласия» — ну никак. То есть – не лучше, чем у Ельцина. Неискренне, лицемерно – даже более того, цинично. То, за что схватился Проханов и ряд узко-националистических «империалистов» — оказалось банальным балансированием на уровне «защиты численности». Ну, конечно, если бы СССР не добил фашистскую гадину – было бы хуже… Но это ещё – как посчитать. Тут даже националисты поспорят со своим «усыновлённым» преемником «не своего» президента Ельцина. Ведь разделённые на арийцев и неарийцев, на высших и унтерменшей, отнюдь не все народы Европы подлежали уничтожению по Гитлеру. Кого-то бы отправили в бордели, в слуги – то есть сделали бы нацисты примерно то, что Ельцин и Путин сделали с Россией в экономическом плане. Ведь свою священную войну с большевизмом (которую в меру убогих познаний ведёт и новоявленный белячок Путин) Гитлер начинал именно под девизом защиты Европы. А он мужик был последовательный – посему, Путин, ругая «Совдэпию» (и термин-то беляцко-декадентский) неизбежно повторяет интонации Гитлера. Вот и смейся потом над шуткой «Путлер» — но кто за язык-то тянул?

Выходит, что потраченные советскими солдатами жизни и усилия (для освобождения Европы от нацизма) – это хорошо. Но вот то, что вело Красную Армию – включая Сталина (и тут рукоплещет своими короткими ручонками Медвед-преемник), это ужасно. Это идеология, которая затормозила развитие – вот именно так, строг Путин с коммунистами и странами соцлагеря. Что ж, я не ленив – открываю журнал «Советский Союз» за июнь 1952-го года, и нахожу там опровержение путинской безответственной болтовни. Варшавская высотка! Дворец культуры и науки. Который, как конструктор, привозили с раменского нашего завода «Стальконструкция».

01

Но дело тут, конечно, не в одних архитектурных дарах… Помощь «совдеповской идеологии» исчислялась не только томами работ Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина (эти тома лидеры компартий стран народной демократии успели прочитать, — а некоторые самолично и перевести, — ещё до войны) – помогали организовывать колхозы в Чехословакии, например. Индустрию восстанавливали общими усилиями – и тут, если уж Путин трусливо поминает одни лишь материально ощутимые успехи в военной и послевоенной помощи, то тоже от пользы марксистско-ленинской идеологии никуда не денешься.

Помощь СССР своим новым европейским братьям-республикам – возможно, будущим республикам СССР, — переоценить невозможно. Ибо это и была если не мировая, то уж точно европейская революция мирного характера. Как сказал Сталин, там, где ступила нога советского солдата – будет социализм. Сказано – сделано. Жалобы стали поступать только после того, как удар по «совдэповской идеологии» был нанесён изнутри, в спину – Хрущёвым. Тогда и в Праге прекрасный памятник Сталину взорвали, и колхозы разворовали, и даже в конце 1980-х реституцию запустили – дома возвращали прежней знати, бежавшей в Европу от «Соведэпии». Вот такие факты процветания Европы. Более того, и Чехословакия распалась – без этой идеологии. Оказалось, что экономика напрямую зависит от идеологии, и пытаясь её даже немного подкорректировать в духе Дубчека, народ объективно вгонял себя в коридор меньших возможностей. Что могла производить Чехословакия (которой, кстати, единство вернул именно СССР) до своих волнений и реформ, и что – после?

Путин обнажил свой приём – паразитировать на завоеваниях СССР и советском позитиве, вворачивая беляцкую, антисоветскую мораль туда, куда ещё можно. Ведь объективно он ставленник антисоветских, приватизаторских сил, которым совдэповская идеология – поперёк горла. Она – их опровержение, она – экспроприация всего, что с недавних пор стало их собственностью. Конечно, надо эту идеологию по мере вымирания свидетелей СССР – выдавливать и из истории. Вот о чём намекнул Путин под видом патриотических замечаний. Подвиг советского народа – да, руководящая роль партии и лично Сталина – нет. Сталин ведь – это «наш Кромвель». Уже почерк ощущается – верно? Не важно, какая за этими высказываниями стоит «партия», ясно одно: Путин это волк в шкуре овцы, он делает то, что исторически Ельцин не смел делать (хотя и он в 1995-м именно на мавзолее принимал парад – годовщина Победы, опять же, обязывала, не спрячешься). Но заметьте: Путин уже брезгливее относится к мавзолею, ширмочкой прикрывает, опустился вниз, присел даже – что вообще выглядит отвратно и убого. Буржуазно, одним словом.

***

Но сегодня, уж коль скоро мы открыли те самые страницы, дела и цвета, которые можно называть «совдэповскими» — заглянем в ту самую жизнь 1930-х, которую антисоветчики всех мастей, либеральные и мракобесные (переход часто незаметен) малюют исключительно кроваво-красными тонами… Вот Москва, какой её увидел иностранец, это ощущается по выбору натуры, ракурсов, это своеобразная инвентаризация «того, что осталось от золотоглавой».

Снимки поистине сенсационные – даже не по причине их раскрашенности в духе последних римейков советского кино. Поражает спокойствие, мирная атмосфера «тоталитарной деспотии». Это есть, конечно, и в кино – взять тот же фильм «Москва, 1932 год» Романа Кармена сотоварищи. Но чтобы проассоциировать пролетарскую столицу с нашими днями – там всё же не хватает цвета.

Проведём же экскурсию вместе с неведомым нам фотографом, слайды которого были изначально засняты в Москве в 1931-м году. До сих пор они хранились в калифорнийском музее, находясь в целости и сохранности. К сожалению, неизвестно, какой именно технологией были раскрашены эти слайды. Местами — нарочито, как, например, эта колокольня на Ордынке — тут явно прикрашено.

02

Видно, что интуриста (а, может, и белоэмигранта) интересуют в Москве отнюдь не новшества, а как раз пороки и прелести «раньшего времени.» Вот, например, очередь в винный магазин и пьющий пролетарий – попадают в объектив.

03

Но невдомёк саркастическому хроникёру, что спокойные лица в очереди желанный пафос обнуляют (вот в 1980-х будет уже иначе). Да, постоим – да, получим. Поговорим, пока стоим, пообщаемся, нам ведь не для запоя – к праздникам.

04

Лица весёлые, довольные – граждане страны Советов не имеют повода нервничать, в отличие от увольняемых в это самое время по бесконечным локаутам граждан США. Кризис – там, а у нас – план и пятилетки. Уже начато строительство Беломоро-Балтийского Канала, чтобы родным кораблям не плавать через три моря, а по своей земле и воде, и через год ударники вернутся из ГУЛАГа работать на гражданку – высокая квалификация сделала их, инженера Будасси и прочих, бесценными кадрами.

05

Возможно, этот репортаж готовился для успокоения американских пролетариев, что вскоре станут требовать «зарплату как в СССР» — шахтёры под командованием Гесса Холла именно так выступали в Нью-Йорке периода кризиса. И их бы успокоили голодранцы из Москвы, пьющие рабочие… Но вот кроме одного-то пьющего желающих попасть в кадр и не сыскалось. Да и этот пьёт тоже с достоинством, хотя и не без есЕнинки… Рыжий парнишка рядом – прямо Рыжий Сыс (если вы знаете этого футболиста, героя и образчика для советских мальчишек).

06

Ещё иностранца интересует в Москве «Торгсин» — «Торговля с иностранцами», где всё буржуазное барахло продаётся, а средства от продажи идут исключительно на индустриализацию. Для создания рабочих мест, говоря современным языком — точек роста. Чтоб рабочий класс не бухал, а рос над собой прошлым, развивался, размножался и мир преображал.

Тот самый «Торгсин» (их было в Москве несколько), в котором и булгаковский Бегемот примус починял. Надо сказать, что эта завершающая НЭП программа полностью себя оправдала, и тысячи советских заводов выросли из вот этих никчёмных вещиц устарелого мира. Процесс, наблюдаемый сейчас в России – обратный. Из распроданных заводов снова вырастают индивидуальные роскоши. Атрибутика формаций не менялась…

07

«Сервиз из дворца» подкрашен нарочито, но вполне современно…

09

Вид из звонницы на Дом Пашкова — это как раз мало изменившаяся Москва, зелёная и дворянская, с дворцовыми садами, уже национализированной зеленью, убранными оградами… Библиотека Ленина и «Чеховская» вырастут здесь поочерёдно — библиотека, громадная, меняющая весь район, вырастет всего лишь через пятилетку.

10

Но самое главное во всех этих слайдах, безусловно, цвета. Об этом и в «Поэме Столицы» писано… Я уж не знаю, какая тут сила времени — но обложка журнала «Советский Союз» за 1952-й год, откуда я привёл визуальную цитату, точно таких же тонов. Никакой мистики — физика времени. Её, конечно, объяснят со временем научно — но сейчас целые мастерские на Мосфильме работают над воссозданием таких цветов в куче фильмов по «пересмотру социализма». И что обидно — иногда бывают успехи. Например, фильм «Искупление» недавний… Негатив и антиисторизм вписываются поверх этих цветов — так происходит завоевание реальности — посмертное, идейное. Контрреволюция, обращённая в революционное прошлое. И тут снова «совдеповская идеология» сопротивляется. На фотодокументах — против кино-новоделов.

11

Знаменитый московский трамвай. Очереди в новый транспорт, уже имеющиеся автобусы — тоже могли бы зачислиться в «пороки социализма» и непременно будут зачисленны нынешними антисоветчиками. Но стоит учитывать Великую депрессию и то, что в капиталистических странах в это время не то, что в очереди, а просто на ноги встать рабочий не может — от голода. И когда СССР, как во время Гражданской, попросит хлеба у заграницы — ему цинично ответят отказом, а баржи с зерном будут топиться у берегов США. Вот такая альтернатива очередям и такой буржуазный гуманизм через год, в 1932-м (голодном и неурожайном во всём мире) проявится…

А в Москве пролетарской — всё своим чередом. Мне кажется, обездвиженным, этим видам очень неудобно — тогда ритмы Москвы были стремительны, отчасти их попытались отразить в клипе на Moskau, шутейную песенку Rammstein’овскую, смонтированном из материала всё того же карменовского «Москва, 1932-й» народные умельцы. И песенка та, кстати, сродни позиции этого фотографа-американца. Мос-кау, рраз-дфа-три: немец Тиль тоже видит старую Москву в образе проститутки с золотыми зубами (куполами)… Он (фотограф) её не понимает, он ищет прошлую Москву — и она никуда не делась, но люди изменились, это уже граждане новой страны и нового мира, который предполагается присоединить к СССР — Всемирной республики Советов.

12

Роль чекистов в новом мироустройстве — почётная. Разворовать социалистическую собственность, постепенно концентрирующуюся и дающую плоды — много желающих на родине и за рубежом. Там это империалисты, и скоро они навострят против СССР нацизм. Тут — это фракционеры и все, желающие альтернативных социализму-индустриализации-коллективизации путей развития. Например, как Бухарин — в союзе с кулачеством. Почему бы и нет? Классовая борьба обостряется и переносится внутрь партии- надо делать ставку… Коля-балаболка сделал неправильную ставку, вот и всё. А страна пошла и дальше ленинским путём благодаря Сталину сотоварищи.

Это всё та же Площадь Революции, снимок сделан из «Метрополя», в котором наш фотограф-интурист, видимо, и проживал. Правее, белый и невидимый стоит памятник Марксу и Энгельсу, открытый собственноручно Лениным. Когда на Кропоткинской вырастет памятник Энгельсу отдельный, уже в 1960-х, то и Маркс тут встанет персонально — отчасти этот «развод» выразил и расселение из коммуналок по отдельным квартирам наших граждан. Наблюдаемые вами вдали два дома ныне заняты тылами гостиницы «Москва» — впрочем, пардон, после «реконструкции», когда она была снесена и заменена новоделом, гостиница называется Four Seasons. Нашему фотографу понравился бы такой реванш и ребрендинг — жаль, не дожил… В правом высоком здании, за которым, еще правее, виднеется Дом Союзов, — был после Великой Отечественной войны «Стереофильм», кинотеатр. А из фонтана этого, что нынче за спиной памятник-Маркса, даже зимой, в стужу, когда водопровод отсутствовал в домах (при Гиляровском, который это и описывает) брали воду слуги, очередь стояла. Вот такие разные очереди: при царе за водой, при Советах — уже в автобус. Это чудо техники можно и подождать. Нынешние очереди в маршрутки, кстати, почти достигли этих, стартовых масштабов. Тоже о многом говорит. О регрессе социально-техническом.

13

Вот ещё вид на Площадь Свердлова и Революции, от стен Гранд-отеля — обратите внимание на соседствующий с авто гужевой транспорт. Представления о 1930-х у нас сформированы в основном кинематографом и скорректированы в лучшую сторону — однако начало тридцатых и конец очень сильно отличаются. Именно вот этим транспортным вопросом. Построение индустриального базиса социализма в середине тридцатых изменило и облик пролетарской столицы — вот откуда, кстати, взялась и знаменитая песня Утёсова, на которую был снят мультипликационный клип уже после войны. Да: этот самый Гранд-отель стал как бы третьей стеной гостиницы «Москва», к нему она пристраивалась фасадом, отчасти это тотражено на одном из плакатов 1930-х, на параде из-под крульев Советов видна эта стена, с парикмахерской и вот такими чугунными балконами, свойственными Москве дореволюционной. Тогда, при буржуях, металлургия требовалась только для таких «крупных проектов», в 1930-х — уже для иного.

14

Кареты прошлого продолжали трусить по мостовой, процесс вытеснения этого вида транспорта шёл постепенно, но подконтрольно. Ещё я очень люблю снимок 1937-го года (запамятовал еврейскую фамилию фотографа), где возле конструктивистского здания Минсельхоза близ Красных ворот раздолбанная телега едет рядом с переполненным трамваем. Общественный транспорт вытеснял частный — но очень нежно, постепенно. И ещё думалось: какое дело этому вот «водителю кобылы» до всех героев показательных процессов 1937-го? Они ему работать хотели помешать — что ж, не мешайте медленному приходу социализма, который позволяет прежним ремёслам сосуществовать рядом с молодой индустрией. Ибо процессу роста мешать могут только идейные враги, за это — резко караем. Вот такие, как на «плешке» у Большого Театра товарищи чекисты в кожаных плащах это делают, и правильно. Защитники молодого социализма — в почёте. «В авангарде новой пятилетки шагает ГУЛАГ, стране советской — даёшь дезинфекцию!»

15

Трудно покинуть площадь Революции, этот извечный центр столицы. Вот ещё пара снимков. Для панорамности и понимания того, что с 1931-го, обретшая советский свой облик, Москва не сильно изменилась и поныне.

Детский музыкальный театр - левее нынешний вход в метро "Охотный Ряд". А вот следом за белым театром - жилой дом, который достоял до 1990-х и который сломали только в нулевых. Мы с моей первой, институтской любовью Машей Зверевой в 90-х мечтали, что в этой мансарде угловой - живёт она, а я чёрный кот, гуляющий по крыше и заглядывающий к ней в окно, в гости...

Детский музыкальный театр — левее нынешний вход в метро «Охотный Ряд». А вот следом за белым театром — жилой дом, который достоял до 1990-х и который сломали только в нулевых. Мы с моей первой, институтской любовью Машей Зверевой в 90-х мечтали, что в этой мансарде угловой — живёт она, а я чёрный кот, гуляющий по крыше и заглядывающий к ней в окно, в гости…

17

Знаменитый Мосторг, бывший «Мюр и Мерилизъ», нынешний ЦУМ. С другой стороны, выходящий на Кузнецкий мост, он выглядел так.

Детский музыкальный театр - левее нынешний вход в метро "Охотный Ряд". А вот следом за белым театром - жилой дом, который достоял до 1990-х и который сломали только в нулевых. Мы с моей первой, институтской любовью Машей Зверевой в 90-х мечтали, что в этой мансарде угловой - живёт она, а я чёрный кот, гуляющий по крыше и заглядывающий к ней в окно, в гости...

18

Печально, что отвоёванная социалистическим веком территория стоящего справа здания — отвоёванная для сквера, — ныне снова занята новым зданием ЦУМа. Уж теперь-то это магазин для самых богатых господ и интуристов. А тогда — бежали мимо совершенно иные граждане, строящие мир не для богатых.

Ещё разок заглянем на площадь Революции и нынешнюю театральную, она нам подскажет кое-что. Ну, «Метрополь» вы легко узнаете. Извозчик дожидается…

19

Извозчик ждёт как раз возле той стороны гостиницы, где главный вход и, по всей видимости, живёт наш неизвестный фотограф-иностранец. Ему явно близки думы этого человека, прежде бывшего в самом низшемсословии, а теперь имеющего возможность отдать детей в школы и университеты…

А теперь приглядитесь к горизонту Лубянской площади — там видна ещё не снесённая башня Китай-города, важная подсказка в нашем путешествии по Москве 1930-х.

20

Теперь приблизимся к этой башне и к советским прохожим, они куда интереснее той «золотоглавой», что преимущественно снимает слайдист.

21

Как видим, никто уж так рьяно куполов не рубил — правда, этот район будет сильно перестроен. Храм снесут. Снимок сделан от стен Политехнического института. Старая площадь. Далее уже вид изнутри. Отметим, что именно здесь и именно в это время ежедневно ходит товарищ Сталин без охраны. Один из москвичей, без чинов… Всё изменится через год, после покушения на Кирова, уже не первого (как и на Сталина) и, увы, успешного.

22

Узнаёте кварталы близ Кремля? Биржевая площадь, чуть дальше пройти — и вход в станицю метро «Площадь революции» (оформлен в ходе ВОВ, в 1943-м!) О, эти московкие лужи! Сколько поэм о них написано, сколько фильмов и фотосессий сделано… Влекомые новым бытом, спешат москвичи, не замечая прежних культовых сооружений — да и некогда пока перестраивать столицу по генплану, идёт процесс накопления средств и проектов.

23

Где-то среди москвичек и моя бабушка и уже ходить умеет тётушка моя Наталья Михайловна Таборко, будущая балерина и балетмейстер, солистка того самого Большого Театра, где дед мой Михаил Таборко до революции (в 1916-м) участвовал в боксёрских состязаниях (прямо на сцене воздвигался ринг)… В семейном архиве имеется серебряная медалька-висюлька 1916-го, результат дедовой победы..

24

Кто же не узнает этот памятник! Только стоит он на исходном месте, куда гуляла маленькая Марина Цветаева, Памятник-Пушкин. Зато позади с неизменным геодезическим знаком виден дом, на крыше которого устраивали каток — весьма новаторский по дореволюционным стандартам дом, в его подвале и поныне театр, а в 1940-50-х и детсадик обитал… Кстати, в этом же доме прошла «гражданская свадьба» Лимонова и Щаповой. На месте белого невзрачного домишки в наши уже дни построят ресторан «Пушкинъ», где обедает кремлёввская знать. А в годы советские, примерно 1970-90-е там было уличное кафе, деревца уже выросли… «Дом Лепешинской» (нынешний серый, угловой), над которым воздвигнется похожая на балерину статуя советской женщины (теперь просто «беседка» там вместо статуи) — тоже будет построен тут вскоре, слева — в 1938-м. Кстати, о деревьях. Вот и новую Москву нехотя показывает иностранец.

При нас эти хилые деревца стали могучими - на улице Десятилетия Октября, что на "Спортивной". Характерно, что районы, прежде занятые сараями да поместьями (Толстого и др.) обживались комплексно. И именно правящим классом - рабочими. Вместе с населением "Дома, в котором я живу", иностранец любуется конструктивистскими перспективами.

При нас эти хилые деревца стали могучими — на улице Десятилетия Октября, что на «Спортивной». Характерно, что районы, прежде занятые сараями да поместьями (Толстого и др.) обживались комплексно. И именно правящим классом — рабочими. Вместе с населением «Дома, в котором я живу», иностранец любуется конструктивистскими перспективами.

26

А вот это — старые перспективы. Сухарева башня, построенная аж при Петре, подле неё располагались войска, подавлявшие революцию 1905-го года. Между прочим, силуэт башни бережно повторён Домом чекиста, что расположился после и левее, на улице Щукина (в следующем жил Марк Бернес). Кстати, в домах что слева на Сретенке — сейчас неплохой, дешёвый обувной магазин, жену там обули по предновогодним скидкам.

27

А вот это Триумфальная арка на своём прежнем месте — причём, вид на Кремль. а не наоборот. Слева, невидимый — дом, в котором родился Пастернак, первый театр кукол (позже расположится) и вдали можно узнать очертания дома, в котором ныне восстановлен выход из метро «Маяковская». Справа ещё до войны, всё за этиже ударные 1930-е вырастет Концертный зал им. Чайковского, а в 1958-м памятник Маяковскому.

28

Ещё разок, как бы продолжив путь по Тверской, упрёмся в Охотный Ряд. Вот как выглядел Дом Союзов с другого ракурса, с Манежной. Домик, который переотделают под вестибюль метро «Охотный Ряд» — далее, белый, с небольшой рекламой, глядящей на Малый театр и Театральную площадь. И место для здания Совнаркома (ныне Госдума) уже расчищено почти. «Националь» — левее, по ту сторону Тверской.

29

Обратим внимание: с момента победы большевиков в Гражданской прошло всего 10 лет. И как много изменилось в быту граждан, Москва перестала быть сословным, закрытым городом! Может ли чем-то подобным похвастаться власть Ельцина-Путина на момент 2001-го? Это вряд ли. Только паразитированием на советских открытиях, завоеваниях — коммунизм можно долго распродавать — как видно, десятилетиями. Процесс деградации долог…

А вот так выглядела Эпоха уже 10 лет спустя изгнания царя и буржуев. Девичье Поле, клуб завода «Каучук», мы тут выступали с «Эшелоном» вечером 1 мая 2002-го, кстати.

30

Не менее констрктивистский и меняющий облик центра Институт Ленина, будущий институт Марксизма-ленинизма, где будет иметь свой кабинет и Рамон Меркадер (я был в этом кабинете, длинном, уютном, он справа). Здание строилось в два этапа. На площади перед Моссоветом уже снесены мелкобуржуазные пропилеи и уже воздвигнут памятник Советской Конституции. Вот тут у меня и закрадывается сомнение, за один ли 1931-й год всё это снималось, ведь Сталинская конституция 1936-й год рождения имеет… Или это памятник Первой, ленинской конституции?

31

Как видно, снимки делались точно не за один день, а, может, и за один год — обратите внимание на надпись на здании института. В первом случае она полузакрыта (видимо, только монтируется, отсюда и люлька строительная).

32

Ну, ладно, для первой экскурсии достаточно. Устали, вероятно, за мной и фотографом бегать. Ждите второй серии, товарищи! А я побежал защищать дело Ленина на радио «Комсомольская Правда», в 20-00 слушайте нашу битву с Игорем Чубайсом.

Чёрный Дмитрий