О частной собственности

Опубликовано: 16.09.2013 Автор: mifov.net в рубрике Власть денег

Кто-то отвергает частную собственность, кто-то благоговеет перед ней… Но как сторонники, так и противники часто забывают о главном: о цели пребывания человека на Земле и о цели эволюции общества. Думается, цель — совершенствование себя и мира и достижение в результате этого процесса всеобщего целостного состояния гармонии, т.е. творчества в бытии и бытия в творчестве. Дерзнем поразмышлять: способствует ли реализации данной цели частная собственность или же противоречит ей? Как отражается её наличие или отсутствие на моральном облике людей и общества? В стране капитализм. Мы в материале. Пример перед глазами.

Частная собственность неизбежно порождает эксплуатацию человека человеком и делит людей на классы. Эксплуататоры неминуемо превращаются в паразитов. Помните рекламу: «Отдыхайте! На вас работают ваши деньги!»? Но на самом деле работают не деньги, а те, кто их создает в виде прибавочного продукта, зарабатывая себе на элементарный кусок хлеба. Все паразиты являются социальными вампирами, которые не просто равнодушны к бедам и страданиям миллионов обездоленных людей, но при помощи рычагов власти создают условия, чтобы эти беды и страдания никогда не закончились. Потому что только бедственное положение миллионов обеспечивает единицам паразитический образ жизни. Маркс очень точно заметил, что капитал «при 100% прибыли попирает все человеческие законы, а при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы». Так что деньги, призванные якобы обеспечивать свободу интеллектуального и духовного развития, на самом деле, обеспечивают их обладателям лишь вседозволенность в нравственных и криминальных преступлениях. Наличие огромных капиталов у частных лиц не только не способствует развитию общества в целом, но и является мощным фактором его ускоренной деградации.

Обычно каждое явление жизни сравнивают с медалью, у которой есть лицевая и оборотная сторона. Так вот, система общественных отношений, построенная на принципах частной собственности, в морально-этическом и духовном смысле не имеет лицевой стороны. Потому что необузданная роскошь превращает человека в зажравшееся хищное чудовище, а безысходная нищета — в голодную бессловесную скотину. И на том, и на другом полюсе — полное расчеловечивание человека до инстинктивно-животного уровня. Миллионы людей, отчужденные от средств производства и результатов собственного труда, вынуждены быть наемной рабочей силой, т.е. постоянно чувствовать себя обычным товаром, вещью, которую можно использовать и выбросить за ненадобностью. Длительное пребывание в подобном состоянии лишает огромные массы людей человеческого достоинства, стремления к образованию и культурному развитию, перемалывает их в ничего незначащую пыль, которая вращается на орбите биологического выживания.

Но у «медали», именуемой буржуазным обществом, есть ещё и так называемый ободок — средний класс. Казалось бы, у этой прослойки людей есть все предпосылки для гармоничного творческого развития. Однако, в большинстве случаев, они остаются не использованными. Почему? Да потому, что представители этой социальной группы сызмальства отравлены буржуазной моралью. Крайние индивидуалисты, готовые ради самоутверждения идти по головам, эти люди нацелены исключительно на личный успех и почитают идеал мещанского благополучия. Их не трогает горе других, если оно не может явиться трамплином для их социального возвышения. Они готовы продавать свои убеждения и совесть, но, конечно, лишь за приличное вознаграждение. Это они, интеллектуальные лакеи, работают над трансформацией искусства в масс-культуру, литературы — в чтиво, истории — в бред сумасшедшего, а гениальных произведений — в пошлые мюзиклы. Это они убеждают одураченных ими же людей, что частная собственность способствует материальному процветанию государства, в то время как оно благодаря махинациям частных собственников находится в состоянии экономического хаоса и разрухи. Это они называют образование и медицинскую помощь «услугами стоимостью в кругленькую сумму долларов».

Они — благополучные моральные уродцы, жизнь которых определяет благоприятная конъюнктура и патологическое равнодушие ко всему, что не способствует обывательскому покою.

Таким образом, там, где господствует частная собственность, происходит ускоренная духовная деградация людей из всех классов и социальных слоев общества. К слову заметить, что в странах так называемого «золотого миллиарда» она уже почти состоялась. Витрины там, конечно, роскошные, унитазы с подогревом и улицы с мылом моют. Но при этом именно в странах «золотого миллиарда» самый высокий уровень самоубийств, наркомании, проституции, педофилии, психических заболеваний и преступности. Причем наблюдается интересная закономерность: чем стабильнее и массовей обывательское благополучие, тем больше распространяются вширь и вглубь социальные пороки.

В нашей стране процесс расчеловечивания по историческим меркам начался не так давно, одновременно с появлением частной собственности. Но продукты духовного распада общества уже налицо и ужасают не меньше других капиталистических «прелестей». Можно прожить без всех, рекламируемых капиталистами вещей. Но очень трудно выжить без прекрасного, справедливого Идеала в сердце, без подлинного человеческого общения, без яркого света истинной культуры, без радостного труда на общее благо и без такой естественной в трудную минуту товарищеской поддержки коллектива или даже совсем незнакомых людей. Нет, на биологическом уровне выжить, конечно, можно… Но люди отличаются от зверей именно своей человечностью. А когда утрачивают её, становятся хуже их.

Что так и будем в парнокопытных ходить? Или все же устремимся к Человечному? Но к нему возможно устремиться лишь в борьбе за уничтожения частной собственности.

Н. Кузьменко

  1. Альбина Колодизнер:

    Согласна, все очень правильно. Можно проиллюстрировать отрывком из книги дореволюционного философа Е.Н.Трубецкого «Смысл жизни». Хотя напечатана эта работа князя Трубецкого была в 1918 году, но писалась она, естественно, за много лет до этого. На основе наблюдений над европейской, в том числе русской, капиталистической действительностью. Навеяно, так сказать, «Россией которую мы потеряли» и писалось «под хруст французской булки».
    ———————————————————————————————————————-

    «Почему мы так часто испытываем чувство глубокого возмущения и острой душевной боли при виде оркестра, играющего в ресторане? Почему музыкальные мотивы, насквозь пропахшие запахом жареного, кажутся нам предельным выражением человеческой пошлости. а музыканты во фраках вызывают к себе едва ли не большее сострадание. чем клоуны в цирке?

    Оттого что в этом превращении музыки в аккомпанемент к пищеварению рабство человеческого духа предстает перед нами в наиболее обнаженном виде! Еда и питье — единственное существенное в мире, а «звуки небес» — не более, как приправа, пикантный соус к кушанью, вот о чем говорит это зрелище.

    Если биологический закон есть все в жизни, если в ней нет ничего сверхбиологического, то такова же роль всякой музыки. как и всякого вообще искусства. Тогда в ресторане — ее подлинное назначение и место. Но тогда и роль философии сводится к задаче скромного аккомпанемента к человеческому аппетиту и становится чрезвычайно похожей на роль румынского оркестра во время завтрака.

    К тому же этот жизненный пир человека есть торжество победителей в борьбе за существование. Из-за него льются потоки крови, ибо в замкнутом биологическом круге существования всякая жизнь поддерживается за счет других жизней, всякое торжество одного возвещает смерть другого и связывается с лозунгом — «горе побежденным».

    Не только жизнь низшей твари, бесчисленные человеческие жизни гибнут жертвой беспощадного закона «войны всех против всех», царящего в мире. В жизни народов, как и в жизни хищных зверей, всё приспособлено к спору из-за лакомого куска, здесь царит та же телеология борьбы за существование, как и в низшей природе!

    И в этом подчинении коллективной жизни человека низшему закону животной жизни, в этом возведении биологизма в принцип и норму отношений народов заключается одно из наиболее ярких проявлений рабства человеческого духа.»

  2. Альбина Колодизнер:

    Продолжение из Трубецкого.

    «Биологизм, доведенный до последней. предельной своей черты, незаметно и естественно переходит в сатанизм. Когда царящее в мире зло одухотворяется, когда закон борьбы за существование утверждается не только как факт, но как норма, которой всё человеческое должно подчиняться, наша человеческая действительность становится чрезвычайно похожею на ад.

    Простое возвращение в животный мир для человека невозможно. И если он облекается в образ звериный, этот образ не есть для него что-либо естественное, необходимое! Для человека это впадение в низшую область жизни противоестественно и оттого-то оно так страшно.»
    ———————————————————————————————————————-
    Получается забавно — князь Трубецкой в книге столетней давности опровергает и гоббсов, и фридманов, и хайеков с их утверждениями, что капитализм — это естественное состояние человечества. И, наоборот, подтверждает правоту Маркса-Энгельса, что для человека капитализм не органичен и не естественен.