Продолжается обсуждение статьи Л.Гозмана, в которой он написал (цитирую):

«У СМЕРШ не было красивой формы, но это, пожалуй, единственное их отличие от войск СС. Впрочем, есть еще одно — боевых частей у СМЕРШ не было, СМЕРШ специализировался только на борьбе со шпионами и внутренними врагами — в атаку они не ходили.

Я не знаю, скольких они расстреляли, скольких отправили на смерть в наши лагеря? Я не знаю, сколько среди этих расстрелянных и арестованных было совсем ни в чем не повинных? Много. Не сомневаюсь, при этом, что и в СМЕРШ были честные солдаты. Вот только случилось так, что служили они в структуре, не менее преступной, чем СС. И само это слово — СМЕРШ — должно стоять в одном ряду со словами «СС», «НКВД» и «гестапо», вызывать ужас и отвращение, а не выносится в название патриотических боевиков.

Это так историю восстанавливают, да еще и, наверняка, «по просьбе ветеранов»? Спросите оставшихся в живых фронтовиков, как относились они к особистам? Что думали о заградотрядах? На фоне державного звона, на фоне всего, происходящего в последние годы героизация СМЕРШ абсолютно логична. Но от того не менее омерзительна».

Про Гозмана все понятно, но вот партия «Яблоко» выпустила энциклику, осуждающую уже обсуждающих Гозмана (текст полностью):

«14 мая на сайте газеты «Комсомольская правда» была опубликована статья политического обозревателя издания Ульяны Скойбеда «Политик Леонид Гозман заявил: красивая форма – единственное отличие СМЕРШ от СС» с подзаголовком «Порою жалеешь, что из предков нынешних либералов нацисты не наделали абажуров. Меньше было бы проблем».

Партия «ЯБЛОКО», всегда выступавшая с последовательно антифашистских и антисталинских позиций, считает публикацию в «КП» возмутительным примером фашистской и антисемитской пропаганды, запрещенной не только российским законодательством, но и международными пактами, ратифицированными Российской Федерацией. Это – прямое оправдание преступлений против человечества, совершенных в фашистской Германии.

Партия «ЯБЛОКО» во многом не разделяет политическую позицию Леонида Гозмана. Но сравнение сталинских репрессивных органов с гестапо и СС многократно использовалось великими писателями Александром Солженицыным и Василием Гроссманом. И мы полагаем, что политик имеет полное право на использование такого сравнения в публицистической статье. А вот журналист не имеет права на публичные фашистские и антисемитские высказывания – сколь бы острую полемику он не вел. Такой поступок навсегда лишает его права называться журналистом.

Партия «ЯБЛОКО» не раз обращала внимание на то, что фашистская деятельность в России не только в должной мере не пресекается правоохранительными органами, но и происходит при попустительстве (как минимум) государственных органов. Что касается сталинизма, то его прямое восхваление, и замалчивание (а то и оправдание) сталинских преступлений, в последние годы стало традиционным для многих лояльных власти политиков и контролируемых государством СМИ. И неудивительно, что депутатов Государственной Думы возмутила не фашистская публикация в «КП», а антисталинские высказывания Гозмана – именно их они собираются «проверять» и «принимать меры».

Партия «ЯБЛОКО» требует:

от Госдумы прекратить позорное обсуждение статьи Леонида Гозмана и заняться теми вопросами, которыми действительно должен заниматься уважающий себя Парламент;

от Генпрокуратуры и Следственного комитета привлечения к установленной законом ответственности автора фашистской публикации;

от редакции газеты «Комсомольская правда» немедленного увольнения Ульяны Скойбеда.

Мы обращаемся к Союзу журналистов России с просьбой дать оценку случившемуся. Мы считаем, что профессиональное сообщество не может и не должно молчать в сложившейся ситуации.

Председатель партии

С.С. Митрохин».

Возникают сразу некоторые вопросы. Например, после прихода к власти либерально-демократической общественности требования политической цензуры в СМИ и репрессий в отношении журналистов (включая сюда запрет на профессию) станут нормой в демократической России?

Партия «Яблоко» настолько доверяет нынешней Генпрокуратуре и Следственному комитету, что смело вверяет им судьбу журналиста Скобейды? В отношении жертв «болотного процесса» и тех же следственных органов партия «Яблоко», видимо, по исторической памяти уже готова требовать «разбить их песьи головы»?

Партия «Яблоко» действительно считает себя в праве давать ценные указания парламенту, где большинство принадлежит партии «Е…ная Россия», а меньшинство — сателлитам этой партии?

Теперь по существу. Имеет ли журналист право на высказывание своей точки зрения? Даже если она — «неправильная»? Даже по существующему в полуфашистской РФ законодательству — может. Другое дело, насколько он может реализовать это свое право, но само право у него имеется. Партия «Яблоко» требует это право ограничить?

Обратим внимание, в подзаголовке заметки, который так возмутил партию, высказывается сугубо авторское даже не мнение, а ощущение — «порою жалеешь». «Яблоко» требует запретить жуурналистам ощущения, которые не согласуются с линией партии? Но ведь ощущение-то вполне естественное, хоть и выраженное неполиткорректно! Потомки евреев, которых некие силы (в числе которых и СМЕРШ) спасли от геноцида, осуществлявшегося руками СС, теперь приравнивают палачей к тем, кто остановил этих палачей. Об этом многие писали, в том числе и потомки тех самых евреев. Писали и о том, что ставя на одну доску Сталина и Гитлера, волей или неволей, но действия последнего в какой-то степени оправдываются — ведь Гитлер-то во-он с каким чудовищем боролся! Так что нет смысла повторять то, что давно сказано другими людьми.

Ульяна Скобейда сказала тоже самое, но упомянув про абажуры. Которые действительно изготавливались из кожи тех самых евреев. Так я бы один такой абажур изьял из музея и повесил в офисе партии «Яблоко», рядом с надписью о «…сравнении сталинских репрессивных органов с гестапо и СС многократно использовалось великими писателями Александром Солженицыным и Василием Гроссманом». Потому что фронтовики Гроссман и Солженицын нигде и никогда не отождествляли одно с другим, а лишь СРАВНИВАЛИ, указывая тем самым на полную недопустимость в работе советских органов некоторых методов, похожих на методы гестапо. А партия «Яблоко» отождествляет. Надо полагать, в НКВД изготавливали абажуры из кожи заключенных? Нет? Но тогда тождество получается какое-то неполное…

«Яблоко» утверждает, что выступает с «последовательно антифашистских и антисталинских позиций». Но ведь и позиция Сталина была антифашистской. Таким образом если ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО отрицать позицию Сталина, то надо отрицать и его антифашизм, не так ли? Иначе отрицание получается не такое уж и последовательное…

И где в словах Ульяны Скобейды «публичные фашистские и антисемитские высказывания»? Скобейда призывает к антисемитизму или пропагандирует фашизм? Навряд ли даже самый пристрастный российский судья найдет в сугубо негативной фразе журналиста «КП» одобрение и оправдание фашизма и антисемитизма (тем более, что «либерал» пока еще не синоним слова «еврей» — или я что-то важное пропустил?)…

К чему все это? Да все к тому — отождествление Сталина и Гитлера неизбежно, просто по законам логики, приводит к фашизму. Незаметно для себя, отождествляя одно с другим, воспринимаешь логику «Майн Кампф», которая сама по себе очень последовательная и логичная антикоммунистическая книжка. Если партия «Яблоко» хочет оставаться демократической либеральной партией, ей необходимо пересмотреть свой зоологический антикоммунизм и антисоветизм. Потому что альтернатива этому — скатывание к позициям либеральной диктатуры, то есть к тому самому фашизму. Примеры сугубо недемократичных и по сути антилиберальных позиций уже имеются в данном обращении «Яблока» — они приведены. Совершенно не хотелось бы, чтобы эти примеры множились…

Анатолий Баранов, главный редактор ФОРУМа.мск

PS. Я тоже полагаю, что Скобейда несколько перегнула палку и «вышла за рамки», хотя и не вполне уверен, что данный подзаголовок — это ее авторские изобретение, а не творчество, скажем, выпускающего редактора. В таком случае вообще нелепо — человек пострадает ни за что, аккурат как во времена тех самых «массовых нарушений социалистической законности».